Существует бесчисленное количество видов человеческой деятельности, но именно инвестирование заставляет очень многих умных людей чувствовать себя дураками. В книге «Мозг и деньги» Джейсон Цвейг объясняет, что происходит в мозге, когда человек принимает финансовые решения, и рассказывает, почему нельзя приумножить свое богатство, если не усовершенствовать свой ум.
Понять наше не всегда логичное финансовое поведение помогает нейроэкономика, новая наука, в которой сочетаются нейробиология, экономика и психология. Благодаря ей, а также новым методам нейровизуализации, позволяющим заглянуть внутрь мозговых процессов, ученые узнают о том, что движет инвестиционным поведением и какие биологические функции стоят за выбором инвестора.
Открытия нейроэкономики показывают, что мозг инвестора часто заставляет его делать то, что кажется бессмысленным с точки зрения логики, но вполне оправданным с точки зрения эмоций. Причина не столько в человеческой иррациональности, сколько в том, что главная задача нашего мозга – способствовать увеличению наших шансов на выживание и избегать того, что эти шансы уменьшает. Когда мы принимаем финансовые решения, наш мозг не просто занимается подсчетами прибыли и оценкой рисков, в нем пробуждаются самые глубокие эмоции, какие только может испытать человек.
Однако это не значит, что эмоции – враг, а разум – союзник хороших финансовых решений. Исключительная рациональность может оказаться такой же губительной для финансовых решений, какой и чрезмерная эмоциональность. Как показывают исследования в области нейроэкономики, лучших финансовых результатов люди достигают, когда обуздывают свои эмоции, а не когда их душат. Поэтому важно найти правильный баланс между эмоциями и разумом.
Важные идеи книги.
Идея № 1. Лучшие финансовые решения основаны на двух сильных сторонах мозга инвестора: интуиции и анализе
В 2002 году один из трейдеров, купивших акции Krispy Kreme Doughnuts Inc., заявил в Интернете, что собирается купить еще больше акций этой компании, так как ему очень нравятся ее пончики. Подобно этому трейдеру, многие инвесторы руководствуются своими чувствами, ощущениями и догадками. Даже профессиональные игроки на финансовом рынке принимают решения на основе «внутреннего голоса». Интуиция помогает выносить очень быстрые суждения, но они оказываются точными только при соответствующих условиях, когда правила игры просты и стабильны, чего нельзя сказать о финансовых рынках. Так, несмотря на неизменный вкус пончиков, акции Krispy Kreme упали примерно на три четверти.
Большинство финансовых решений представляет собой борьбу двух систем – рефлексивной (или интуитивной) и рефлективной (или аналитической). Автор приводит мысленный эксперимент, который иллюстрирует эту борьбу. Шоколадный батончик и жвачка вместе стоят 1 доллар 10 центов. Шоколадный батончик стоит на 1 доллар дороже, чем жвачка. Сколько стоит жвачка? Почти все сначала дают очевидный, но неправильный ответ о том, что жвачка стоит 10 центов. Только когда их просят подумать еще раз, они понимают, что ошиблись. Задачу можно решить только при условии, что аналитическая часть мозга осознает, что интуиция ошиблась.