Психика . История человеческого разума

Краткое содержание книги
Читается за 45 минут
Очень кратко:

О том, что психология говорит о сложностях человеческого поведения и сознания и о том, как она помогает решать моральные и социальные проблемы.

Космос кажется удивительной загадкой, но не меньшая тайна — наш внутренний мир. На надгробии философа Иммануила Канта выгравирована цитата из его «Критики чистого разума»: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». В центре изучения психологии — мы сами: наши чувства, убеждения, мечты. И это самая интересная, на взгляд Пола Блума, автора книги, тема. В основе книги — его курс «Введение в психологию» в Йельском университете, ставший одним из самых популярных за всю историю учебного заведения.

Идея 1. Исследования мозга стали вескими аргументами против дуализма души и тела

Рене Декарт, философ, живший в XVII веке, указывал, что все наши представления о физическом мире могут быть подвергнуты сомнению, однако одна вещь несомненна: наше существование как мыслящих существ. Его знаменитое утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую» подчеркивает, что мы не можем сомневаться в нашем существовании как мыслящих сущностей. Декарт пришел к выводу, что разум и тело являются различными субстанциями. Он утверждал, что разум может существовать независимо от тела и представил аргументы в пользу дуализма. Во французских королевских садах он наблюдал автоматы, приводимые в действие гидравлической силой. Декарт сделал вывод, что люди, в отличие от автоматов, проявляют непредсказуемость и совершают волевые действия, которые недоступны машинам. Люди обладают душой, разумом, выходящими за рамки физического. Это разделение между разумом и телом согласуется с общими интуитивными представлениями большинства людей о себе. Дуализм — это концепция, распространенная во многих религиях и философских системах. Представление о том, что мы не идентичны своим телам, а скорее обитаем в них, распространено в литературе и мифологии. Примерами могут служить повесть Франца Кафки «Превращение», в которой Грегор Замза становится насекомым, но сохраняет сознание человека, а также истории об одержимости, обмене телами и призраках.

Одним из важных следствий дуализма является возможность загробной жизни — душа может пережить разрушение тела. Напротив, материализм связывает выживание человека с судьбой физического тела, что делает его довольно мрачной доктриной. Однако есть веские причины, почему современные психологи склоняются к материализму.

В историю неврологии навсегда вошел случай, произошедший 13 сентября 1848 года с Финеасом Гейджем, работником из бригады железнодорожников в Кавендише, штат Вермонт. Во время подготовки земляного полотна под железнодорожные пути произошел взрыв, в результате которого голову Гейджа пронзил железный лом, войдя в череп через левую глазницу. Несмотря на тяжесть полученных травм, Гейдж не только выжил, но и, казалось, выздоравливал; он мог видеть, понимать речь и говорить. Однако в его личности произошли радикальные перемены. Из трудолюбивого и способного человека он превратился в импульсивного и грубого. Лечащий врач Гейджа описывал его как ребенка с животными страстями сильного мужчины. История Финеаса Гейджа служит ярким примером, как повреждение головного мозга, в частности лобной доли, влияет на характер и поведение человека.

Другой примечательный случай был описан нейробиологом Оливером Саксом в статье под названием «Последний хиппи». Грег Ф., бунтующий молодой человек, присоединившийся к храму кришнаитов, постепенно начал терять зрение. Храм рассматривал его слепоту как духовное событие, называя его «просветленным» и предсказывая превращение в святого. Когда через четыре года родителям Грега разрешили навестить сына, они увидели кардинально изменившегося человека. Он располнел, облысел и постоянно улыбался отсутствующей улыбкой. Он странно себя вел, будто лишившись глубоких эмоций, его речь казалась бессмысленной. Медицинское обследование показало, что у Грега опухоль головного мозга размером с апельсин, которая разрушила участки мозга, ответственные за зрение, распространившись на лобную и височную доли. Хотя опухоль была удалена, повреждение было необратимым. Грег ослеп, потерял память и способность испытывать нормальные эмоции.

Финеас Гейдж, Грег Ф. и множество других случаев иллюстрируют концепцию, известную как «Удивительная гипотеза», сформулированную лауреатом Нобелевской премии Фрэнсисом Криком: человеческие мысли, эмоции и идентичность являются результатом поведения нервных клеток и связанных с ними молекул. Эта идея сводит сложные человеческие переживания к работе мозга. Воздействие болезней, химических веществ и травм на сознание и способность мыслить согласуется с материалистической позицией. Мышление — это результат взаимодействия нейронов с помощью нейромедиаторов в головном мозге. Человеческий мозг содержит около восьмидесяти шести миллиардов нейронов, каждый из которых соединен с десятками тысяч других нейронов, образуя сотни триллионов связей. Вещества, взаимодействующие с системами нейромедиаторов, могут лечить болезни, усиливать удовольствие, улучшать концентрацию внимания или, наоборот, подавлять функции некоторых нейронов, вызывая, например, паралич.

Мозг не является однородной массой, а состоит из отдельных частей, называемых областями, системами, модулями. Поль Брока в 1861 году описал пациента с повреждением части лобной доли (ныне известной как область Брока). Из-за травмы пациент не мог нормально говорить, но понимал речь. Карл Вернике позже выявил у пациента другое речевое расстройство, связанное с повреждением области в височной доле. Ее повреждение нарушало понимание речи: пациенты продолжали бегло говорить, но их речь казалась бессмысленной.

Современная нейробиология позволила наблюдать за активностью мозга, выявить, какие участки мозга активны, когда человек думает о различных предметах. Хотя некоторые современные философы защищают мягкие формы дуализма, лишь очень немногие поддерживают сильный субстанциональный дуализм, о котором говорил Декарт, когда разум рассматривается как принципиально отличная от тела субстанция.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: