Почему мы ошибаемся . Ловушки мышления в действии

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 9 ч
Очень кратко:

О том, в какие психологические ловушки попадает большинство людей и как научиться их избегать.

Большинство людей склонно оценивать свои знания и навыки выше среднего. Но факт в том, что статистически это невозможно. Даже самые умные люди ищут подтверждения своим убеждениям, игнорируют или неверно истолковывают информацию, которая не укладывается в рамки их концепций, подгоняя ее под свои убеждения. Мы доверяем экспертам, но какова точность их прогнозов? Можем ли мы быть уверены, что наши воспоминания отражают действительность? И соответствует ли действительности наш образ самих себя?

Журналист и лауреат Пулитцеровской премии Джозеф Халлинан в своей книге «Почему мы ошибаемся» исследует эти и другие ментальные ловушки, характерные для всех людей. Подобные ошибки связаны с тем, как работает наш мозг. Наши особенности, благодаря которым мы достигли сегодняшнего уровня развития, имеют обратную сторону — они заставляют нас смотреть на вещи и события определенным образом и зачастую не позволяют увидеть цельную картину происходящего. Например, мы можем очень быстро оценить обстановку, лишь взглянув на нее мельком. Эта способность позволяет нам экономить энергию, но в то же время из-за нее мы можем упустить критически важные детали. Подобные ошибки могут обходиться очень дорого. Человеческий фактор — основная причина 90% автомобильных аварий и несчастных случаев и 70% авиакатастроф. Поэтому, чтобы их избежать, мы должны понимать, откуда берется этот «человеческий фактор» и можем ли мы с ним что-то сделать. Зная о том, какие ошибки мы склонны допускать, мы можем научиться избегать их и стать более объективными.

Идея 1. Зачастую полезно не верить своим глазам

Мы склонны считать, что видимая нами картина мира является достоверным отражением происходящего в реальности. Однако это не так. Человеческий глаз не может видеть общую картину событий. То, что попадает в поле зрения человека, является лишь ее фрагментом, а мозг уже «достраивает» эти фрагменты до полной картины. Человек видит приблизительно четверть от общего пейзажа, поэтому глаз постоянно движется, останавливаясь примерно три раза в секунду. Глаз человека имеет высокое разрешение только при угле зрения в два градуса, за этими пределами все видится размыто, поэтому люди лучше видят и запоминают то, что находится близко. Человек склонен «снимать сливки» с увиденного, то есть он подменяет конкретные визуальные детали абстрактным смыслом или своим собственным представлением об увиденном объекте.

Но не только несовершенство нашего зрительного аппарата становится причиной искажения картины реальности. Существует множество «внутренних иллюзий», приводящих к тому, что мы обращаем внимание на одно и не замечаем другое. Например, мужчины и женщины замечают и запоминают разные детали увиденного. Так, в одном эксперименте женщинам и мужчинам показывали сцену, в которой мужчина-вор крал у женщины кошелек. Женщины были склонны обращать внимание на внешний вид и действия жертвы, мужчины заостряли внимание на самом воре.

Помимо половых различий, при запоминании увиденного имеет значение, кем является сам наблюдатель и чем он занимается в жизни (профессия и социальная принадлежность). У специалистов и новичков в каком-либо деле разный период так называемого спокойного глаза: профессионалам и новичкам нужно разное количество времени, чтобы отреагировать на какой-то сигнал. Так, в отличие от профессионалов, новички в гольфе мало смотрят на мяч и часто на клюшку.

Наше внимание избирательно, прежде всего мы замечаем то, что нам надо знать. Поэтому даже специалисты подвержены определенной «слепоте», когда человек не замечает крупных изменений, появившихся в его поле зрения. Показателен эксперимент: к студенту обращался незнакомец, и, пока он задавал вопрос, двое мужчин проносили между ним и студентом дверь. В процессе один из мужчин, проносивших дверь, быстро менялся с незнакомцем местами, и перед студентом оказывался другой человек. Но заметили подмену меньше половины студентов.

Обнаружив, что студенты, которые заметили подмену в эксперименте, были одного возраста с незнакомцем, ученые продолжили эксперимент. Роль незнакомца теперь играл человек в строительной одежде и в каске (так же были одеты рабочие, проносившие дверь). После смены одежды подмену заметила лишь треть участников. Эксперимент продемонстрировал склонность к поверхностным суждениям — мы обращаем внимание на примечательные детали и не замечаем, как много мы упускаем из виду.

Идея 2. Наши воспоминания и впечатления предвзяты

Избирательны не только наше непосредственное восприятие и зрение, но и наша память. Наши воспоминания — это не документальная хроника произошедшего, а художественный фильм по мотивам реальных событий. Мы вспоминаем только часть информации, ориентируясь на наше общее впечатление и смысл, который мы придали произошедшему.

Смысл критически важен для запоминания. Очень часто люди не могут вспомнить имена своих знакомых, бывших сослуживцев или одноклассников потому, что имена этих людей лишены для них смысла. Намного проще запомнить, что человек работает слесарем, чем фамилию Слесарев. Для того чтобы лучше запоминать, нужно наполнить бессмысленную информацию смыслом. Этому служат различные мнемонические техники, известные еще с античных времен. Для того чтобы запомнить большой объем информации, древние греки связывали ее фрагменты с тем, что для них имело смысл. Например, они мысленно располагали предметы, которые нужно было запомнить, в хорошо знакомом месте. Эта техника носит название «Дворец памяти».

Как показали исследования, красивые лица запоминаются лучше, чем лица людей непривлекательных. Также мы хуже идентифицируем лица представителей других рас, потому что лица людей той же расы, что и у нас, несут для нас больше «смысла».

Мозг человека создает целостную картину мира автоматически, сознательное намерение не участвует в этом процессе. Часто сигналы, используемые нами для формирования суждений о других людях, настолько неуловимы, что не воспринимаются разумом и их практически невозможно изменить. Такова сила первого бессознательного впечатления. Было проведено исследование, которое показало, что люди готовы выносить суждения о компетентности политиков после того, как всего лишь на секунду взглянут на их фотографию. И даже если людям дается больше времени на размышления, они не только не меняют своего мнения, но еще больше в нем уверяются.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: