О том, когда разум терпит поражение и почему умные люди совершают глупые поступки.
В школах не преподают науку о глупости, а стоило бы, считает автор книги, испанский философ, педагог и общественный деятель Хосе Антонио Марина. Существует научная теория разума, но в такой же научной теории нуждается и глупость. Такая теория принесла бы огромную общественную пользу. История человечества — это в том числе история глупости. Мы повторяем ошибки, уже не раз допущенные нашими предшественниками. Марина считает, что глупость (или, по его выражению, «неудача разума») похожа на болезнь, к тому же очень заразную, поэтому крайне важно вакцинироваться против нее: исследовать и подробно изучать.
Что означает «неудача разума»? Это неумение приспособиться к окружающей действительности, понять ее и себя самого, неспособность решить насущные проблемы — как эмоциональные, так социальные и политические. Наш разум терпит неудачу, когда мы ставим перед собой неподходящие цели и используем неэффективные методы для их достижения. Кроме того, автор уверен, что сознательный выбор в пользу жестокости и насилия тоже представляет собой ошибку разума. Итальянский историк и автор знаменитого эссе «Основные законы человеческой глупости» Карло Чиполла определял глупого человека как того, кто причиняет вред другому или группе людей, не получая при этом никакой пользы и даже нанося вред самому себе. Автор дополняет это определение и включает в него тех, кто причиняет вред самим себе, и тех, кто причиняет вред другим с выгодой для себя. Он считает ошибки разума не только индивидуальным понятием, но и коллективным. Поведение всех членов общества оказывает влияние на каждого отдельного индивида, мы можем заражаться чужим безумием.
По убеждению автора, ошибки разума — это то, что ведет к страданию. Следует различать страдание, вызванное объективными факторами, и страдание как результат глупости. Разум — это то, что ведет к счастью.
Идея 1. Умные люди могут глупо использовать свой разум
Автор определяет разум как способность человека управлять своим поведением, используя информацию из разных источников — внешних и внутренних. Следовательно, разум потерпит поражение, если будет не способен управлять своим поведением, не сможет запомнить то, что нужно, или не найдет применение усвоенному.
Именно так умные люди, которые являются признанными профессионалами в своей области, подают большие надежды или обладают уникальными способностями, могут глупо использовать свой разум. Автор рассказывает о том, как Сол Уочтер, верховный судья штата Нью-Йорк, признанный специалист по вопросам свободы слова и гражданских прав, запугивал бывшую любовницу, угрожая похитить ее дочь, за что сам попал в тюрьму. Уважаемый человек, которому хватило ума занять высокий пост, не смог разобраться с собственными эмоциями. Другой пример, который приводит автор, — история его ученика, очень способного юноши, который, вместо того чтобы развивать и использовать свои способности, захотел казаться взрослее. Он стал задирой, возглавил банду и в итоге попал в тюрьму. Ещё один пример, который одно время был у всех на слуху — внебрачная связь Билла Клинтона с Моникой Левински. Очевидное объяснение связи Клинтона с Левински — неконтролируемая страсть. Но автор находит такое объяснение неудовлетворительным. Он приводит слова Клинтона: «Я сделал это потому, что мог сделать». По мнению автора, эти слова говорят о том, что Клинтон не захотел отдавать себе отчет в своих поступках, то есть отказался быть сознательным. Его разум потерпел поражение.
Долгое время разум оценивали по когнитивным способностям и тестам на измерение коэффициента интеллекта, по тому, как человек излагает свои мысли, устанавливает связи, как учится. По мнению автора, это крайне узкое определение разума, которое приводит к заблуждениям. Он предлагает иное определение: человек может считаться разумным, если он хорошо управляет своим поведением. Хорошее управление означает умение с честью выходить из сложных и запутанных ситуаций, оно состоит в результативной деятельности как специалиста и профессионала, если говорить о работе, и в счастливой жизни, если говорить о сфере эмоций.
Разум может плохо управлять поведением в случае серьезных ментальных отклонений или в результате психологических травм, но в книге автор рассматривает не патологии, а случаи, когда вполне здоровые и умные люди выбирают неверные пути, неправильные ориентиры и погружаются в бессознательное состояние в неподходящее время.
Идея 2. Разум терпит поражение, когда в его работу вмешиваются неадекватные ментальные модули, когда исполнительная функция работает не так, как нужно, и когда выбрана неверная иерархия уровней
Автор выделяет два уровня разума:
- Нижний уровень — структурный, вычислительный разум. Это непосредственно сами наши интеллектуальные способности, то, что мы измеряем с помощью тестов;
- Верхний, исполнительный разум — то, как мы их используем, разум в действии. Это то, что мы делаем со своими способностями.
Таким образом, умные люди могут глупо использовать свой разум. Одно дело быть умным, а другое — умно себя вести.
На то, как мы используем свой разум, влияют искажения и аффекты. Разные уровни разума представляют собой разные модули, и часто у нас нет сознательного представления об их работе, так как они формировались в процессе эволюции для решения определенных задач, связанных с выживанием и передачей генов. Например, бессознательная реакция страха позволяет нам быстро среагировать на угрозу. Эти модули независимы друг от друга, они могут вступать в противоречия и не реагировать на доводы разума. Они определяют сложность и противоречивость нашей личности: где-то мы альтруисты, где-то эгоисты, где-то пылкие, где-то рациональные.