О преимуществах и важности долгосрочного мышления, необходимого для выживания человечества.
Мы сегодня не задумываемся о том огромном наследстве, которое досталось нам от предыдущих поколений. Они научились обрабатывать землю, строить города, делать научные открытия. Мы получили в дар от прошлого произведения культуры и искусства, научные открытия, политические системы, вакцины от смертельных болезней. Люди, которые внесли свой вклад в человеческое наследие, думали о будущем в далекой перспективе. Чтобы самим в свою очередь стать «хорошими предками», нужно расширить временные горизонты, глядя вперед на годы и десятилетия, если не дальше. В этом будет проявляться забота о будущих поколениях.
В 1955 году вирусолог Джонас Солк и его команда разработали первую успешную и безопасную вакцину от полиомиелита, что стало огромным прорывом — ежегодно эта болезнь делала инвалидами и убивала более полумиллиона человек. Солк решил не патентовать вакцину и не извлекать из нее прибыль, чтобы это не затруднило ее свободное распространение и чтобы вакцина принесла пользу максимальному количеству людей. «Являемся ли мы хорошими предками?» — вопрос, который выражал жизненную позицию Солка.
По мнению автора книги, Романа Кржнарика, сегодня человечество должно задаваться вопросом, каким образом можно быть хорошими предками для наших потомков. Это необходимо для выживания и эволюции нашего вида.
Для этого необходимо перестроить мышление, которое сегодня сплошь и рядом нацелено на сиюминутные задачи. Политики думают о следующих выборах или рейтингах, предприятия — о конце года или квартальном отчете, нации спорят за амбиции и территории, пока планета горит в пожарах, виды исчезают, а климат меняется. Но мы привыкли думать быстро и жить сегодняшним днем.
Идея 1. В краткосрочном мышлении скрыта угроза будущим поколениям
Краткосрочность мышления свойственна не только современному миру: например, в 1929 году к краху Уолл-стрит привели бездумные и безудержные спекуляции, о последствиях которых никто не думал. Иногда нужно действительно думать быстро, особенно в экстренных случаях: кого-то нужно срочно доставить в больницу, отреагировать на стихийное бедствие или эпидемию.
Вредность краткосрочного мышления проявляется, когда быстрое решение проблемы просто представляется более удобным, чем устранение ее причин. Так, правительства предпочитают продолжать инвестировать в угольную промышленность вместо того чтобы начать переход на возобновляемые источники энергии. Социальные и экономические предпосылки преступности устранять намного сложнее, чем отправить за решетку очередного преступника. Реструктурировать финансовую систему долго, тяжело и страшно, куда проще выделить деньги неплатежеспособным банкам.
Такая краткосрочность мышления привела к возникновению экзистенциальных рисков, вызванных новыми технологиями. Системы искусственного интеллекта, не контролируемые людьми, такие как автономное оружие, могут нести угрозу человечеству, так же, как ядерная война или искусственная пандемия, на которые могут пойти государства-изгои.
Недостаточный контроль за молекулярными нанотехнологиями может привести к тому, что крошечными наноботами могут завладеть террористы и использовать их в разрушительных целях. Некоторые эксперты по экзистенциальным рискам считают, что для человечества вероятность не дожить до конца ХХI века без катастрофических жертв составляет 1 к 6.
Разрушение экологических систем может привести к цивилизационному краху. Мы отравляем океаны, выкачиваем ископаемое топливо и уничтожаем виды, и последствия этого становятся все ближе. При этом никакого запасного аэродрома вроде новой планеты, пригодной для жилья, у нас нет.
Потребность в долгосрочном мышлении требует его появления прямо сейчас, пока не стало поздно. Иначе последствия катастроф, основы которых заложены уже сегодня, почувствуют не только люди будущих столетий, но уже наши дети и внуки.
Автор считает, что мы колонизировали будущее, относясь к нему как к далекому безлюдному форпосту, куда можно сваливать экологические катастрофы, технологические риски и ядерные отходы. В свое время Британия во время колонизации Австралии в XVIII–XIX веках руководствовалась правовой доктриной под названием terra nullius — ничья земля. Это позволяло ей относиться к коренному населению так, будто его вовсе нет. Сегодня мы аналогичным образом смотрим на собственное будущее, к чему хорошо подходит название tempus nullius — ничье время. Мы смотрим на будущее так, будто в нем никого нет. И еще не рожденные поколения не имеют возможности с этим бороться.
Сегодня мы находимся на развилке человеческой истории. К счастью, многие это понимают и объединяются в глобальное движение, руководствуясь долгосрочным мышлением. Это климатологи, врачи, специалисты по городской среде, технические руководители и многие другие.
В разных странах мира растет понимание, что жизнь будущих поколений нельзя не учитывать, принимая политические решения. Семенное хранилище Шпицбергена в скальном бункере содержит более миллиона семян шести тысяч видов, которые могут храниться тысячу лет. Возникли новые политические структуры: министерство будущего в кабинете министров ОАЭ, комиссар будущих поколений в Уэльсе и другие. В 2007 году была начата молодежная компания «Растения для планеты» по инициативе 9-летнего немецкого мальчика Феликса Финбайкнера. В 130 странах мира дети, подростки и молодые люди посадили десятки миллионов деревьев.
Такой тип мышления нужно внедрять, приучать к нему сознание современного человека. Однако до сих пор нет внятного определения, в чем же оно заключается. Нужно заполнить этот вакуум, если мы хотим быть хорошими предками.
Автор считает, что идеальный временной горизонт долгосрочного мышления — примерно сто лет. Это примерная продолжительность долгой человеческой жизни, срок, который мы в силах себе представить, и в то же время выводящий за пределы нашей смертности. Мы можем представить будущее, на которое в силах повлиять, хотя и знаем, что не примем в нем непосредственного участия. Маленький дубок, посаженный нами, будет расти еще долго после нашего ухода, и мы можем это представить. Так что, мысля долгосрочно, нужно иметь в виду ближайшие 100 лет.