Реклама:

Просвещение сегодня. В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса

англ. Steven Pinker. Enlightenment Now · 2018
Краткое содержание книги
Читается за 26 минут

Введение

Основную часть книги составляет обзор итогов за четверть тысячелетия нашей цивилизации. Стивен Пинкер, апологет Просвещения, на основе статистических данных сравнивает нынешнее положение человечества с тем, что было 200, 100, 50 и даже 20 лет назад.

По всем ключевым параметрам — продолжи­тельности жизни, ее безопасности, уровню здоровья и образования, обеспечению базовых нужд, равенству прав, социальной мобильности и удовлетворения потребностей из верхней части пирамиды Маслоу — лучше всего жить именно сейчас. И у нас есть перспективы. Всем этим мы обязаны Просвещению и прогрессу.

Принципиально важно понимать прогресс как постоянное движение. Общее благосо­стояние продолжает расти, и достижения прогресса распространяются на все население Земного шара.

Для многих читателей окажутся удивительными данные о темпах преодоления разрыва между развитыми и догоняющими странами, как в уровне жизни, так и в области прав человека.

Современный пессимизм по отношению к институтам демократии и возможностям прогресса и ежедневно публикуемые СМИ апокалип­тические сценарии чрезвычайно опасны. Из-за таких невежественных страхов на помощь вновь зовут харизма­тических вождей, перекраивают стиль управления на автокра­тический, усиливая тем самым неравенство и приближая бунты и войны — самосбы­вающееся пророчество.

Нисколько не призывая надеть розовые очки (напротив, требуя от каждого человека здравого подхода), Стивен Пинкер учит помещать наши тревоги в историческую перспективу. Тогда-то и становится ясно, обречены ли мы и так ли беспомощен и безответ­ственен человек.

Каждая глава книги — ценное упражнение, помогающее восстановить фундамен­тальные навыки: проверять факты, собирать достаточное количество информации, анализировать статистику, бороться с собственными предрас­судками. Благодаря такому разговору мы вновь становимся людьми Просвещения — жадными до знаний, верящими в общие человеческие ценности, сомнева­ющимися в фактах и их истолкованиях, помнящими о своих ограничениях и готовыми решать проблемы. А конец света подождет.

1. Просвещение и прогресс

В узком смысле Просвещение — эпоха, наступившая в конце XVIII века. Название ей дало эссе Иммануила Канта, важнейшими текстами стали Декларация прав человека и гражданина во Франции и американская Декларация независимости. В основе Просвещения — вера в человеческий разум, универсальную природу человека и, следовательно, в ответственность людей друг перед другом, всеобщую эмпатию и совместные усилия на общее благо.

Делая ставку на разум, а не на авторитет правителя или веры, родоначальники Просвещения не утверждали, будто люди исключительно рациональны. Их можно назвать также основопо­ложниками психологии и культурной антропологии — их интересовали различия между системами убеждений и вер, источники ошибок.

Разум понимается как универсальная природа человека, отличающая его от прочих существ. Впервые вместо лояльности группе или племени заговорили о гуманизме, принадлежности к человечеству.

Человек — высшая ценность и цель, а не средство. Государ­ственные институты и инфраструктура, технологии и наука ценятся лишь постольку, поскольку направлены на благо человека (благо индивидуума, которое выше славы государства). Гуманизм Просвещения осуждает государ­ственное насилие — деспотизм, рабство, смертную казнь.

В конце XVIII века в Англии смертная казнь предусмат­ривалась более чем за 200 преступлений, в середине XIX века таких преступлений осталось только 4.

Зависимость взглядов и социального уклада от исторического момента — результат Просвещения, начавшегося прогресса. Впервые так наглядна разница между поколениями.

«В горе от ума» Грибоедова старшее поколение считает владение «душами» нормой и знаком статуса, а молодежь возмущается устарелыми понятиями «времен очаковских и покоренья Крыма».

Идея прогресса выдвинута Просвещением: прогресс понимается гуманистически, не только как растущая сумма знаний, богатств и возможностей, но и как расширение круга эмпатии вплоть до идеалов космопо­литизма: люди могут жить лучше, и не избранные, но каждый.

Правительство — плод общественного договора, оно работает на благо людей, координируя их поведение и создавая условия для коммерции.

По мнению Канта, именно коммерция цивилизует людей, вынуждая их интересоваться потребностями других людей, заключать договора. Взаимодействие способствует умножению богатства и вместе с тем миру: торговый партнер нужнее живым, чем мертвым.

Вера в прогресс принципиально отличается от романтической веры в судьбы народа и от марксистского учения о законах истории: прогресс не происходит сам собой, это прозаический путь проб и ошибок. Гуманизм Просвещения не предполагал формирование «нового человека», как марксизм или фашизм: человеческую природу нужно познавать и развивать, совершенствуя созданные человеком системы управления и институты.

Важно понимать прогресс не как отдельный этап в истории человечества, а как непрерывный процесс — люди продолжают решать новые проблемы, достижения прогресса распространяются на новые страны и группы людей.

Основная ошибка «прогрес­софобов» — судить прогресс как что-то завершившееся: «Ну и вот к чему это привело?» Прогресс — непрерывный процесс, меняющий ненасиль­ственно и постепенно также и природу человека и человеческих отношений.

2. Жизнь, здоровье, безопасность

Самый очевидный дар прогресса — намного более долгая жизнь, избавленная от страха внезапной смерти.

На сегодня средняя продолжи­тельность жизни в мире — 71 год. В середине XVIII века — 29 лет (35 для наиболее развитых стран). Еще в XIX веке половина детей не доживала до совершен­нолетия. 3а последние 250 лет смертность в родах сократилась в 300 раз.

Блага медицины за последние несколько десятилетий распространились и на самые бедные слои мирового населения, причем так быстро, что многим теперь кажется, будто так было всегда. В XIX веке начался Великий побег (Great Escape, термин экономиста Энгюса Дитона) от вечного удела человечества — бедности, болезней и ранней смерти.

Некоторые победы над смертью стоят очень недорого, нужны лишь знания: основы акушерства, мытье рук (еще в середине XIX века врачи являлись на роды прямо из прозекторской), очистка питьевой воды.

За каждым медицинским открытием — миллионы, если не миллиарды спасенных жизней.

Борьба с эпидемиями началась в конце XVIII века — первые прививки. XIX век открыл микробы и разработал правила гигиены. В XX веке покончено с оспой. XXI век станет веком генной инженерии, биопротезов, нанолекарств.

Значительная доля преждевременных смертей приходилась на несчастные случаи — нападения хищников, пожары, наводнения, падения с высоты, отравления. Прогресс привел к сокращению гибели не только от хищников и змей, но и от огня и воды.

За сто лет число смертей от огня и воды в США сократилось вдесятеро. Этому способствовало несколько факторов прогресса:

  • Распространение знаний — в школе учат технике пожарной безопасности.
  • Новые технологии — неогнеопасные материалы, детекторы дыма, запасные выходы.
  • Изменение отношения — нулевая терпимость к утрате человеческих жизней. Обязательные инспекции, вложения государ­ственных и страховых средств.

Благодаря СМИ создается впечатление, будто землетрясения и иные бедствия происходят пуще прежнего. Хотя мы пока не умеем их предотвращать, разруши­тельность стихий сделалась намного меньше благодаря лучшему выбору строительных материалов, своевре­менному оповещению, спасательным работам.

Лучшее доказательство: разница между странами с разным уровнем жизни. Гаити и Доминиканская республика располагаются на одном острове, но циклоны убивают в десять раз больше гаитян.

Заметно снизилось число убийств. Этот тренд наблюдается во всей истории человечества, при переходе от первобытного общества к протого­су­дарствам, от раздроб­ленности — к централизации, а далее сыграл свою роль цивилиза­ционный процесс.

«Цивилиза­ционный процесс» — название книги Норберта Элиаса (1939). Этот процесс начинается с придворного этикета и правил поведения и приводит к формированию «второй природы» (приличных манер, умения считаться с другими, самоконтроля).

Смягчение нравов, выработка правильных привычек и самоконтроля, которые в цивилиза­ционном процессе происходили долго и отчасти стихийно, под конец XX века происходят целенаправленно, с учетом рекомендаций бихевиористов.

Один из самых успешных примеров того, как моралистический пессимизм оказывается бессильным, а лечение симптомов решает проблему, — применение «теории разбитых окон» (там, где видны следы мелких правона­рушений, легче совершаются новые преступления) в Нью-Йорке.

Как новая и чрезвычайно серьезная опасность воспринимается терроризм. В 2016 году большинство американцев назвали ИГИЛ главной угрозой существованию США. Сама природа терроризма заключается в сочетании ограниченного вреда с огромным страхом. Здесь спада пока не наблюдается, но следует помнить о реальных цифрах.

В 2015 году в США погибло в терактах 44 человека, в Западной Европе — 175. Самый крупный теракт 9/11 унес меньше жизней американцев, чем ежегодные ДТП.

Статистически терроризм представляет сравнительно малую угрозу для конкретного человека и его близких, как и вероятность стать жертвой бытового насилия. Жизнь человека стала не только продолжи­тельнее, здоровее и богаче, но и намного безопаснее.

3. Опасения прогрес­софобов насчет достижений техники и медицины

Техника — источник новых опасностей. Мы придумали автомобили, поезда, самолеты — но за скорость платим жизнями.

На самом деле число жертв снижается.

В США ежегодно погибает в авариях около 5000 человек. С 1937 потери сократились втрое (а население выросло в 2,5 раза). Главные факторы:

  • Государство вложило деньги в ограждение шоссе и программы обучения.
  • Общественное движение — «Матери против пьянства» и т. п.
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 500 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Оцените пересказ 🙏

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Просве­щение сегодня: в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса(Краткое содер­жание)
Аудиокнига. 38 мин. Читает Дмитрий Евстратов.
Бесплатный отрывок:
Слушать по подписке
Первые 14 дней бесплатно,
затем 549 ₽ в месяц, Storytel
Дмитрий Евстратов
38 мин

Читайте также