Цивилизованный до смерти . Что было утрачено на пути к современности

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут
Очень кратко:

О темной стороне прогресса и о неочевидных негативных последствиях цивилизованной жизни.

Автор книги, журналист и писатель Кристофер Райан, не отрицает главных благ цивилизации, в основном связанных с комфортом и достижениями медицины. Как и большинство людей, он пользуется компьютером, автомобилем, услугами врачей. Но какова цена всего этого?

Медицина действительно шагнула вперед за последние 150 лет. Однако очень многие ее достижения могли бы и не понадобиться, если бы люди не начали одомашнивать животных, от которых они приобретали патогены. Значительное количество болезней человечества, начиная с холеры и заканчивая раком, связаны с развитием цивилизации: плотностью населения в городах и поселках, одомашниванием животных, пестицидами, открытой канализацией и тому подобным.

Однако мы все еще уверены в преимуществах прогресса и развития цивилизации. Тех, кто в этом сомневаются, считают сумасшедшими утопистами. Но чем дальше, тем очевиднее мрачные последствия этого прогресса. Повышенные уровни СО2, аварии на АЭС и радиация, разливы нефти в океан, мутирующие патогены, устойчивые к антибиотикам, и многое другое заставляют насторожиться даже самых убежденных оптимистов. То и дело вспыхивают войны, к счастью, пока еще не мировые, и политики понятия не имеют, как справиться с надвигающимся кризисом цивилизации.

Автор предлагает задуматься над провокационным вопросом — а не потеряли ли мы в ходе развития цивилизации больше, чем приобрели? В истории известны случаи, когда маленьких детей из индейских или полинезийских племен пытались приобщить к цивилизации, они, хоть и осваивали другой язык, навыки европейской жизни и представления о христианстве, при первой же возможности сбегали обратно в свои леса, чтобы никогда больше не вернуться.

Известно и обратное явление. Если индейцы похищали белого ребенка и он воспитывался среди них, то спустя короткое время, даже если его удавалось освободить, он уже не приживался среди своих цивилизованных собратьев и стремился снова убежать к индейцам.

Чем же так плоха цивилизация и стоит ли возлагать большие ожидания на грядущий прогресс?

Идея 1. Подавленный своим настоящим, человек мечтает об утопическом будущем

Еще Карл Юнг обращал внимание на то, что современный человек ощущает свою оторванность от корней, от прошлого образа жизни. Чувство потерянности заставляет его полагаться на будущее, на наступление какого-то золотого века. Чем острее наше беспокойство и неудовлетворенность, тем больше надежд мы возлагаем на то, что уж в будущем-то все будет по-другому, ведь прогресс не стоит на месте.

Экономист Джон Мейнард Кейнс в 1928 году в эссе «Экономические возможности для внуков» описывал, как будут жить люди через сто лет. Люди больше не будут ломать голову, как заработать денег, они полностью освободятся от повседневных экономических забот. Единственной их проблемой будет избыток свободного времени и раздумья о том, как правильно им распорядиться.

И вот мы практически в этом будущем, о котором мечтал Кейнс. Показатели глобального богатства стали выше, но средний американец работает не меньше, чем в 1970-м, и отдыхает не больше двух недель в году. США и Европа стали в целом богаче, но все это богатство сосредоточилось в руках немногих. В 2014 году ВВП США увеличился на 271% по сравнению с 1990 годом, но на 10% возросло количество людей, живущих меньше, чем на 5 долларов в день.

По мнению Райана, за прогресс ошибочно принимают адаптацию человеческого вида. Она не предполагает, что вид становится лучше с течением времени, но лишь помогает ему приспособиться к окружающей среде. Самые приспособленные могут выживать и размножаться, но ни о каком великом утопическом будущем, связанным с прогрессом, речи не идет.

В правильном ли направлении мы движемся? Наши тела скоро атрофируются от избытка комфорта и недостатка движения. Возможно, наши потомки будут жить на других планетах, в специальных куполах, сконструированных и спонсируемых технологическими гигантами вроде Apple или Tesla. Кейнс рассказывал о грядущем рае, где на всех хватит ресурсов и будет избыток свободного времени. Но, возможно, у нас уже был рай, который мы потеряли, когда появилась цивилизация? И раз мы пошли в неправильном направлении, то прогресс — это скорее прогрессирование болезни, чем достижение светлого будущего. Меняется климат, увеличиваются потоки беженцев, вымирают птицы и пчелы, замедляются океанские течения. Разные виды животных и растений стремительно вымирают. Пресные водоемы высыхают, океанскую воду загрязняет пластик, тают ледники. Люди становятся все более несчастными и депрессивными.

В свое время исчезли цивилизации шумеров, майя, Древнего Рима и Древнего Египта, острова Пасхи и многих других. Однако все они закончились региональными коллапсами, а наша современная цивилизация является глобальной. Соответственно и катастрофа будет куда более ужасной, считает автор.

Райан предлагает подумать о том, почему многие люди так несчастны, несмотря на все достижения прогресса.

Идея 2. Принято считать, что наши предки были почти животными, страдали от недоедания и рано умирали, но это не соответствует истине

Наши предки добывали пищу, а не возделывали землю. Они занимались охотой и собирательством. Бытует мнение, что их жизнь была полна лишений и длилась недолго — ведь такой способ пропитания кажется нерациональным по сравнению с ведением сельского хозяйства. Если бы его не изобрели столь своевременно, возможно, и человечества уже не существовало бы.

Однако и сегодня еще есть племена, которые по-прежнему живут собирательством, взаимодействуя с природой так же, как и наши предки десятки тысяч лет назад. И это доказывает, что таким образом вполне возможно сохраниться и выжить, а не закончить свое существование в связи с отсутствием технического прогресса.

Многие историки забывают, что люди промышляли охотой и собирательством несколько сотен тысяч лет, и при этом выглядели так же как современные люди и были не глупее нас — по крайней мере, их мозг был даже больше нашего на 10 процентов. Они жили в родо-племенных группах, где поддерживались отношения товарищества и взаимовыручки. Первые признаки сельскохозяйственной обработки земли появились 10 тысяч лет назад, не так давно по сравнению со всем временем существования нашего вила.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: