Первое издание
Предисловие
Проблемы бессознательного играют большую роль в жизни каждого человека. В то же время тема психологии бессознательного сложна для непрофессионала, да и для специалистов сохраняет ряд трудностей. В очерке «Психология бессознательного» Карл Юнг постарался объяснить психологию бессознательного популярным языком для всех заинтересованных людей.
Первоначально очерк был расширенной версией статьи 1912 года «Новые пути в психологии». В последующие годы происходили масштабные мировые события, а психология развивалась как наука, поэтому в каждом переиздании вплоть до 1942 года Юнг пересматривал и актуализировал материалы статьи.
Работа оказалась востребована и получила большой читательский отклик. Юнг связывает это с тем, что мировая война, как и любая катастрофа, разрушает установленный порядок и общественные иллюзии, что заставляет человека обратиться к самому себе. Человек нуждается в революциях и в обновлении, однако это внутренние задачи личности, которые люди ошибочно проецируют на окружающих и предъявляют к ним требования измениться.
Исцеление от войн и социальных заблуждений Юнг видит в обращении индивида к собственному глубинному бытию с индивидуальной судьбой, поскольку психология индивида отражается и в психологии нации. Проблемы человечества не решить законами и реформами – изменить положение вещей возможно только через изменение установок индивида.
Нынешняя эпоха остро нуждается в проявлении каждым человеком самосознания, а на этом пути ему предстоит решать проблемы бессознательного, где и хранятся все ответы.
I. Психоанализ
Юнг утверждает, что недуги психического происхождения следует лечить именно психотерапией, поскольку они обусловлены разумом и выходят за рамки медицинских методов, будь то водные процедуры или электрошоковая терапия. Чтобы помочь пациенту, страдающему нервными расстройствами любого рода, врач нуждается в психологическом знании.
В конце XIX века врачи не обладали психологической подготовкой. Психиатрия сводилась к клиническому описанию умственных расстройств, психология только начала отделяться от философии. Разные исследователи делали шаги в этом направлении, но основателем психологии неврозов и психозов стал Зигмунд Фрейд, когда разработал метод психоанализа.
Научные круги одобрили подход Фрейда, однако долгое время сохраняли о неврозах прежнее представление как о физическом недуге. Работа Фрейда 1900 года о психологии сновидений вызвала смех, а книга о психологии сексуальности, вышедшая в 1905 году, привела коллег в негодование, из-за чего теория Фрейда приобрела известность и за пределами научного сообщества.
Юнг предлагает взглянуть на истоки новой психологии подробнее. Предшественникам Фрейда во времена врача-психиатра Жана Шарко уже было известно, что невротические симптомы берут начало в психическом. Например, школа Нанси подтвердила, что симптомы истерии можно вызвать путем психического воздействия, а исследования Пьера Жане выявили психомеханические условия анестезии, пареза, паралича и амнезии. Однако оставалось загадкой, каковы причинно-следственные связи между психикой и симптомами недугов.
Началом новой психологии стало открытие доктора Йозефа Брейера в начале 80-х годов XIX века. У него была пациентка, страдающая от паралича руки, проблем с речью и приступов помрачения сознания. Старая школа, пытавшаяся найти анатомические причины симптомов, была в тупике, поскольку организм пациентки функционировал нормально.
Брейер сделал наблюдение, что если он просил пациентку во время сумеречных состояний рассказывать о навязчивых воспоминаниях и фантазиях, то потом ее состояние улучшалось на несколько часов. Пациентка заболела, когда ей пришлось ухаживать за умирающим отцом, и в сумеречных состояниях она погружалась в неприятные воспоминания о том периоде. Девушка рассказала, как она осталась наедине с умирающим и ей привиделась угрожающая отцу змея: девушка не могла отогнать ее, поскольку рука перестала слушаться, и не могла помолиться, так как язык не шевелился. Во время проговаривания и анализа этих подробностей симптомы девушки устранялись, что в итоге привело к ее полному или частичному выздоровлению.
Подобных примеров было множество, но их объяснение сводилось к английской теории «нервного шока», согласно которой причиной болезни является сильное потрясение. Такое поверхностное объяснение не устраивало Фрейда. За время работы с Брейером он убедился, что любой истерический симптом не только имеет причину в психических событиях, но и обусловлен предрасположенностью пациента. Один и тот же человек может испугаться лошади, но сохранить спокойствие под обстрелом. Если люди реагируют по-разному, значит, важна не сама по себе интенсивность психической травмы, а ее предыстория в жизни пациента.
Индивидуальный подход подразумевает разбор обстоятельств травмирующего события и выявление того, что конкретно оказало на пациента воздействие. Например, в случае с женщиной, которую привел в панику цокот копыт, обнаружилось, что в семилетнем возрасте она едва не погибла, когда оказалась в неуправляемой карете. Это устанавливает связь между двумя событиями, но не объясняет патологическую реакцию при виде безобидных лошадей.
С накоплением опыта выяснилось, что в таких случаях наряду с травматическим событием присутствует расстройство, относящееся к сексуальной сфере. Фрейд активно прорабатывал эту гипотезу, все дальше отдаляясь от теории Брейера о травмах.
Оказалось, что в тот вечер, когда женщина испытала панику при виде лошадей и побежала от них, она вместе с другими гостями возвращалась с прощального ужина: ее подруга отправлялась на заграничный курорт, оставляя мужа в одиночестве. После приступа паники, так как был уже поздний час, даму вернули в дом мужа подруги, после чего тот признался ей в любви. По ее словам, это стало для нее неожиданностью, однако история имеет более широкий контекст.