Смелость не нравиться . Как полюбить себя, найти свое призвание и выбрать счастье

яп. 岸見一郎『嫌われる勇気
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 6 ч
Очень кратко:

О том, почему наша жизнь и счастье зависят от нас больше, чем мы думаем, и о том, почему не нужно подстраиваться под ожидания других.

Интересная особенность книги «Мужество не нравиться» — то, что она написана в форме диалога между философом и молодым человеком. Диалог делает более наглядными основные идеи психолога Альфреда Адлера — родоначальника системы индивидуальной психологии. Форма выбрана не случайно: Адлер, как в свое время Сократ, передавал свои знания ученикам с помощью диалогов.

Завязка книги строится на том, как к старому философу приходит юноша, недовольный своей жизнью, чтобы получить ответы на вопросы, которые помогли бы упорядочить окружающий его хаос и найти в нем смысл. Философ утверждает, что и жизнь, и мир вокруг очень просты. Юноша считает, что это беспочвенный идеализм, поскольку вокруг полно проблем, решения которых он не видит. Он не верит, что человек может измениться, что каждый может быть счастлив, если захочет, не говоря уже о том, что мир прост. Юноша собирается спорить с философом, который должен признать свою неправоту, если ему не удастся аргументировать свои воззрения.

Для начала он предлагает подробно рассмотреть простоту мира. Мир прост для детей: у них нет обязанностей, они находятся под постоянной защитой и имеют неограниченный запас свободного времени. Им несвойственны заботы взрослых, они могут мечтать о чем угодно, и самые фантастические мечты кажутся им вполне достижимыми. Это взгляд на мир сквозь розовые очки. Чем старше они становятся, тем отчетливее видят, что в действительности все по-другому.

Взрослеющему ребенку постепенно начинают объяснять, что у него есть множество обязанностей. Вскоре он поймет, что все его мечты несбыточны, и мир куда сложнее, чем казалось прежде. В суровой реальности, которая ему откроется, нет места детскому идеализму. Он узнает, что в обществе существуют дискриминация, нищета, война, неравенство и множество других напастей, отвернуться от которых невозможно.

В свое время, когда главной идеологией была религия, достаточно было соблюдать ее заповеди и черпать в них силу. Но все меньше людей верит в Бога, в то, что вера укажет им путь и поможет справиться со страхом и тревогой.

В современном обществе каждый живет для себя. Разве можно сказать после этого, что мир прост? Ведь это сплошной клубок противоречий.

И тем не менее, возражает философ, мир прост. Вся его сложность происходит от того, что люди сами усложняют мир, тогда как все сложности находятся у них в голове. У каждого есть свой субъективный мир, который мы принимаем за единственно возможный. Тогда как мир одного отличается от мира другого, и мы даже не имеем возможности им поделиться. Каждый живет в собственном субъективном мире, который кажется сложным, загадочным и непредсказуемым. Но все дело не в том, каков мир, а в том, каков сам человек.

Если надеть темные очки, мир покажется темным. Но чтобы увидеть его другим, надо просто снять очки, вместо того чтобы жаловаться на темноту. Поначалу на яркие краски смотреть будет тяжело, и может возникнуть соблазн снова надеть очки. А возможно, у кого-то и вовсе не хватит смелости их снять. Это вопрос мужества. Кроме того, утверждает философ, люди могут меняться. А раз так, значит, каждый может найти свое счастье.

Адлер был одним из главных членов Венского психоаналитического общества, возглавляемого Фрейдом. Поначалу они очень сблизились, но впоследствии их взгляды сильно разошлись, вплоть до полного неприятия. Учеником Фрейда Адлер не был никогда, несмотря на то, что ценил многие его идеи. Но у него были собственные взгляды, и вскоре после разрыва с Фрейдом и ухода из общества он с группой единомышленников основал собственную школу.

Адлеровская психология — это отдельное направление, но оно не похоже на сухую научную дисциплину, скорее это способ понимания человека. Конечно, читатель знакомится не только с Адлером, но и с пониманием его идей авторами книги — ведь Адлера мы видим как бы их глазами, и от этого повествование становится еще интереснее.

Идея 1. Мы не должны недооценивать свою способность меняться

Юноша предлагает обсудить вопрос об изменениях. Он знает, что почти все люди недовольны собой и каждый хотел бы измениться. Однако это желание именно потому такое сильное и неотвязное, что на самом деле измениться не может никто. Будь это возможно, никто бы об этом не мечтал. В погоне за изменениями люди бросаются от одного увлечения к другому, стараются вникнуть в новые религии, семинары по самопомощи, чтобы стать новой личностью.

В пример юноша приводит своего приятеля, который несколько лет не покидал свою комнату. Он хочет найти работу, изменить свой образ жизни, быть полезным обществу. Но он не в силах заставить себя перешагнуть порог. Как только он оказывается снаружи, у него начинается дикое сердцебиение, дрожат руки, охватывает паника — и он тут же бросается назад. Конечно, это ему не нравится, он хотел бы измениться. Но он не в состоянии что-либо сделать со своим неврозом.

Причина его поведения не вполне понятна молодому человеку. Он предполагает, что дело может быть в отношениях с родителями, или, возможно, кто-то больно задел его в школе или на работе, либо, наоборот, его избаловали в детстве и он не хочет сталкиваться с жестоким миром лицом к лицу. Юноша считает, что для такого поведения должна быть причина.

Философ согласен, что причина есть. Может, его родители были с ним холодны, игнорировали или обижали, и теперь он боится общаться с людьми. Значит, на наше положение в настоящем повлияли какие-то события прошлого, стали его причиной.

Однако если мы предположим, что здесь и сейчас все происходит из-закаких-то прошлых неприятностей, это будет неправильно. Все мы так или иначе страдали, были недовольны родителями или пережили какие-то неприятности. Но большинство людей способно покидать свою комнату. Наше настоящее и будущее не могут быть определены прошлыми событиями раз и навсегда, их вполне можно изменить, если захотеть.

И потому очень важно думать не о прошлых причинах какого-нибудь прискорбного состояния, а о нынешних целях. Друг молодого человека не хочет выходить из комнаты, потому что он не уверен в себе. Чтобы не выходить из комнаты, он сам создает в себе чувство страха и тревоги. Он не притворяется и не симулирует, его страх реален, как реальны сердцебиение и дрожание конечностей. Но его изначальная цель (а вовсе не синдром травмы или болезни) — не выходить. 

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Сме­лость не нра­виться. Как полю­бить себя, найти свое при­зва­ние и выбрать сча­стье
Аудиокнига. 5 ч 58 мин. Читают Роман Белоусов и др.
Бесплатный отрывок:
Купить
479 ₽, ЛитРес
Роман Белоусов и др.
5 ч 58 мин