В последние десятилетия прижился позитивный взгляд на человека: от каждого ожидают, что он будет ставить интересы окружающих и общества выше собственных, неизменно проявлять бесстрашие, ненасытную любознательность и, конечно же, дисциплину, смекалку и трудолюбие. Но эволюция закрепляла совсем не эти качества. Выживал тот, кто в первую очередь заботился о себе и своих, не лез на рожон и не интересовался неизвестными существами или пищей, кто потакал своей лени и не слишком напрягал ум.
Сплошной позитив вреден в первую очередь самому человеку, ведь когда воспитанный социумом образ вступает в противоречие с подлинными побуждениями, человек теряется, нарушается его представление о том, каков он и каким должен быть, а сохранение идентичности и «имиджа» — одна из первичных эгоистических потребностей.
Это идеалистическое представление вредит и любому делу — сплочению команды, привлечению клиентов, благотворительной кампании, воспитанию детей, поскольку используются общепринятые, но отнюдь не главные стимулы. В итоге не удается добиться желанного отклика.
Современные теории мотивации все еще предполагают, будто человек принимает решения на основе интеллектуальных и эмоциональных стимулов, и учат подбирать такие стимулы, но человек зачастую вовсе не принимает решений: у нас нет на это времени и сил, мы действуем инстинктивно, повинуясь эгоизму, страху и лени.
Более точное понимание человеческой природы, умение согласовать собственные инстинкты с побуждениями других людей и общей задачей — важный инструмент для лидера, родителя, любого человека, старающегося быть собой и добиваться поставленных целей. Ведь речь идет не о примитивном эгоизме, страхе и лени, которые вернули бы нас в животное состояние, но об осознанном эгоизме и страхе, разумном поиске легких путей. Эти три ключа — эгоизм, страх и лень — особенно важны тем, кто затевает новое дело, осуществляет перемены, пытается открыть людям глаза на глобальные угрозы. Именно эгоизм, лень и страх — главные враги таких предприятий, но они же, если должным образом их направить, станут мощными союзниками.
1. Основной инстинкт: эгоизм
1.1. Эгоизм — основной эволюционный инстинкт: стремление к самосохранению, утолению потребностей, размножению, закреплению в иерархии. Но с ранних лет нас отучают от эгоизма: учат делиться едой и игрушками, считаться с другими людьми, поступаться интересами. Человека усиленно перевоспитывают.
1.2. Поскольку воспитание идет вразрез с природой человека, возникают проблемы.
– Самоосуждение: обнаруживая в себе эгоистические порывы, человек сокрушается, что он недостаточно хорош, недостаточно социально адаптировался.
– Различные сублимации: человек отрекается от естественных желаний ради иллюзии альтруизма, сохранения идеального образа (опять-таки эгоистическая потребность).
Сохранение «образа», или самоидентичности, — один из важнейших для человека стимулов, а для ряда социальных ролей (например, для родителей, врача, учителя) в этот образ входит самоотверженность. Инструкции авиапассажирам предписывают в экстренном случае сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка. Если мать потеряет сознание, самоотверженно спасая ребенка, погибнут оба.
– Цинизм: мир оказался совсем не таким, как говорили родители и воспитатели.
– Лицемерие: человек попросту ведет себя в соответствии с правилами, выжидая возможности безнаказанно поступить по-своему.
– Пассивность: поскольку следовать своим интересам «нельзя», отсутствуют и стимулы для каких-либо действий.
1.3. Эти проблемы разрешаются, когда мы осознаем эгоизм как естественное свойство и применяем его как полезное наследие эволюции. Знать и отстаивать свои интересы — значит быть самим собой. Именно эгоизм подсказывает, что нам «нужно», а что нет. Это существенно и в работе, и в отношениях, и даже в выборе удовольствия.
Мы в любом случае перегружены. Даже «супермен» не может переделать всю работу, выполнить все обязательства, принять участие во всех благородных кампаниях. И чтобы сделать выбор, можно, наконец, прислушаться к себе.
1.4. Не менее важно осознать эгоизм как неотъемлемое свойство каждого, то есть быть эгоистом, но не эгоцентричным, признавать эгоизм других людей и обращаться к их интересам. Свои желания и побуждения следует синхронизировать с побуждениями других людей. «Совпадение эгоизмов» и есть лучшее условие для совместной работы, энтузиазма, социальной компании, создания семьи т. д.
1.5. Непосредственно к эгоизму обращена традиционная система «кнута и пряника». В развитом мире практически отменены наказания на работе и в семье. А система наград требует пересмотра с учетом современной науки. Эти правила действуют на работе, в общественных движениях, для привлечения клиентов, в семье.
– Награда не должна быть грубо откровенной, «взяткой».
– Указывая на предстоящие выгоды, честно указать и риски, и расходы.
– Материальная составляющая в развитом мире менее важна, чем эмоциональная.
– Обещанная награда должна быть достижимой. Слишком большой приз отпугивает.
– Награда должна быть конкретной, «здесь и сейчас», а не «лучшее будущее для всех».
– Наряду с обязательными наградами за конкретные этапы должны быть и сюрпризы.
– Награда — это признание. Не раздавайте награды даром, но отмечайте каждый этап.
В восточных единоборствах когда-то было только два пояса: белый — новичка, черный — закончившего обучение. В западном мире появились цветные пояса, а во многих школах, особенно для детей, на пояса еще и делают цветные наклейки.
1.6. Эгоистические интересы не следует понимать узко, тем более что люди не хотят выглядеть эгоистами. Другое дело, если личные интересы совпадают с чем-то значительным, близким и общим. Следует продемонстрировать:
– совпадение «материальной» заинтересованности («ваш успех — это мой успех»);
– совпадение с интересами сообщества, дружеского круга, сети;
– общность целей и ценностей;
– соответствие этих целей личному имиджу каждого.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.