Изобилие . Будущее будет лучше, чем вы думаете

англ. Peter H. Diamandis. Abundance: The Future Is Better Than You Think · 2012
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 14 ч

Изобилие для всех? 

Одна из главных проблем человечества — нехватка ресурсов. Еще в XVIII веке английский ученый Томас Мальтус обнаружил, что население растет в разы быстрее, чем производство пищевых продуктов. Он был уверен, что наступит момент, когда человечество не сможет прокормить себя. Это утверждение актуально до сих пор. Предполагается, что к 2050 году население Земли достигнет 10 млрд, и планета этого не выдержит. Авторы, однако, считают, что если собрать вместе блестящих ученых, изобретателей и бизнесменов, которые уже сумели создать преобразившие мир индустрии, они сумеют решить проблему «дележки пирога», придумав, как увеличить количество «пирогов». 

Авторы убеждены, что человечество вступает в период радикальной трансформации, при которой новые технологии повысят уровень жизни каждого человека на планете. Изобилие для всех становится реальностью. Например, за последние 20 лет интернет стал всеобъемлющим, дешевым и доступным средством связи практически для каждого. 

По подсчетам авторов, к 2020 году дополнительные 3 млрд человек откроют для себя интернет. Благодаря интернету люди получают доступ к знаниям, опыту, творческому потенциалу, озарениям и открытиям, которые не так давно были мало кому доступны. 

Мобильные телефоны фундаментально изменили образ жизни в развивающихся странах. Например, жители Уганды, Эфиопии или Танзании, не имевшие возможности открыть счет в банке, стали пользоваться услугами мобильного банкинга. Этот бизнес в африканских странах растет по экспоненте. На платформе Apple успешно функционирует 6 тысяч приложений, предлагающих услуги по здравоохранению. Возможности для сотрудничества в интернете также растут по экспоненте. И поскольку прогресс носит кумулятивный характер, инновации, рождающиеся от такого сотрудничества, тоже будут расти чрезвычайно быстро. 

Смартфон заменил собой фотокамеру и видеокамеру, радио, телевизор, навигатор, фонарик, настольные и карточные игры, карты, атласы и энциклопедии, словари и учебники — все те предметы, которые раньше являлись символом материального благополучия. Еще немного, и нам не нужно будет иметь в собственности автомобиль, так как благодаря искусственному интеллекту, автомобили будут всегда доступны по требованию. По мнению авторов, «дематериализация» бытовых предметов и замена их небольшим удобным телефонным устройством значительно улучшает перспективы повышения уровня жизни каждого. 

Авторы с цифрами и фактами на руках увлекательно рассказывают, как можно построить мир для 9 млрд людей, где у каждого будет доступ к чистой воде, хорошим продуктам, источникам энергии, персонализированному образованию и первоклассному медицинскому обслуживанию. 

Путь к изобилию

Расставим акценты

Бедность и роскошь, нехватка и изобилие — понятия относительные. 

У самого бедного американца, скорей всего, есть телевизор, телефон, электричество, вода из водопровода и туалет в доме. Для сомалийца, живущего на $1,25 в день, все это — неимоверная роскошь. 

Изобилие, обсуждаемое авторами, не предполагает роскошной жизни для каждого. Подобно «Иерархии потребностей» Абрахама Маслоу, авторы строят свою «пирамиду изобилия», состоящую из трех уровней. На нижнем уровне находится обеспечение едой, питьевой водой и жильем. Средний уровень посвящен факторам, способствующим развитию: доступные источники энергии, возможность получения образования и неограниченный доступ к средствам связи и информации. Достижение верхнего уровня пирамиды предполагает наличие здравоохранения и гражданской свободы — условия, позволяющие человеку делать собственный полезный вклад в развитие общества. 


Почему трудно быть оптимистом?

Преграды на пути к изобилию — цинизм, пессимизм и общее неверие в возможность достижения позитивных результатов. Оказывается, мы все подвержены так называемым когнитивным предрассудкам. Если мы убеждены, что «яма слишком глубокая и из нее уже не выбраться», то мы будем обращать внимание и запоминать информацию, которая подтверждает это наше убеждение, и игнорировать любую информацию, свидетельствующую об обратном. Кроме того, мы склонны придавать больше веса негативной информации и опыту, чем позитиву. В пессимистов нас превратила структура собственного мозга и эволюция. 

Бесконечные потоки информации, проходящие через наш мозг, в первую очередь сталкиваются с амигдалой, миндалевидным участком нашего мозга, который отвечает за такие эмоции, как ярость, ненависть и страх. Это наша система раннего оповещения, чья задача — обнаруживать угрозы для выживания. Поскольку амигдала всегда настроена на поиск поводов для страха, позитивные новости просто не привлекают нашего внимания. Более того, психологи обнаружили: мы не только убеждены, что «яма слишком глубока», но и что мы не горим желанием из нее выбраться. Объясняется это тем, что амигдала не позволяет проявиться нашим социальным инстинктам — состраданию, сочувствию, альтруизму. 

150 тысяч лет человек развивался в мире, который был «местным и линейным», а сегодняшний мир стал «глобальным и экспонентным». Поэтому ничего удивительного, что наш мозг не справляется с пониманием экспонентных изменений, которые претерпевает мир. В результате человечество убеждено, что скоро наступит конец света и ничего поделать с этим нельзя. Авторы предлагают читателю убедиться, что это совсем не так. 


Прогресс налицо

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Читайте также