О том, в какую сторону движется технологический прогресс, как он скажется на работе и благосостоянии людей, какие тенденции будут определять наше будущее.
Авторы книги отмечают, что до поры до времени развитие человечества протекало достаточно медленно. На прогрессе почти не сказывались войны, империи, философия, религия. Но чуть больше 200 лет назад началась промышленная революция — она-то и двинула нас вперед с огромной скоростью. В конце XVIII века почти одновременно произошли несколько открытий и прорывов в области химии, металлургии, машиностроения. Они-то и привели к резкому скачку.
Самым важным из них было открытие парового двигателя, разработанного Джеймсом Уаттом. Такой тип двигателя существовал и раньше, но был неэффективен, пока Уатт не поработал над ним, после чего его производительность улучшилась втрое. Это позволило преодолеть нашу слабость, естественное ограничение мышечной силы, человеческой и лошадиной, привело к открытию заводов и появлению новых машин. Так было положено начало первому веку машин — периоду, когда прогресс был обусловлен технологическими инновациями.
Сейчас, как утверждают авторы, пришло время второго машинного века. Как паровой двигатель Уатта избавил человечество от ограничений силы физической, компьютеры и высокие технологии сняли множество ограничений силы интеллектуальной. Это выводит нас на поле еще неизведанных открытий и возможностей. Ведь наш интеллект крайне важен для развития прогресса, и приведет к новому технологическому прорыву, невозможному ранее.
Мы уже наблюдаем, как стремительно растут возможности компьютеров. Они начали диагностировать болезни, вести с нами беседы, писать прозу. Роботы почти самостоятельно участвуют в тяжелых погрузочных работах, сборке автомобилей и других областях и их действия обходятся почти без человеческого участия.
Мы живем в период стремительного развития цифровых технологий — компьютерного оборудования, программного обеспечения и сетевых разработок. Они возникли не сегодня, но улучшаются с каждым днем, как в свое время паровой двигатель Уатта.
Авторы не сомневаются, что преобразования с помощью цифровых технологий принесут огромную пользу. Будущее будет лучше, чем настоящее, ассортимент и объем потребления будут возрастать. Изобилие придет на смену дефициту.
Три ключевые характеристики технологического прогресса, второго машинного века, — экспоненциальная, цифровая и комбинаторная. Технологии и инновации в компьютерах, робототехнике и других цифровых отраслях развиваются в экспоненциальных масштабах, и это развитие ускоряется и расширяется постоянно. При этом растут их объем, разнообразие и качество. Но не стоит бояться того, что работающих людей вскоре полностью заменят машины: они просто будут комбинировать и дополнять друг друга, что приведет к решению таких задач, которые еще недавно считались невозможными.
Идея 1. Самоуправляемые машины из научной фантастики вскоре будут широко распространены, и это лишь малая часть цифровой революции
Еще в 2002 году DARPA, агентство оборонных перспективных научно-исследовательских проектов, объявило о проекте Grand Challenge, который должен был создать полностью автономный автомобиль, способный пересечь пустыню Мохаве в Калифорнии без человека. 15 машин прошли отборочный тур и в марте 2004 года приняли участие в забеге. Но к финишу не пришла ни одна из них: одни вышли из гонки еще в начале, другие сбились с пути, третьи застряли. Приз в миллион долларов не получил ни один из участников проекта.
Но всего через 6 лет, в 2010 году, компания Google объявила о создании полностью автономных автомобилей, которые к тому же ездят не по пустыне, а на реальных автострадах (проект назывался «Шофер»). К 2012 году у них уже был небольшой парк таких автомобилей, прошедших без человека сотни тысяч миль и всего с двумя авариями. Первая произошла, когда человек попытался вмешаться в действия автопилота, вторая — когда во время остановки на красный свет в автономный автомобиль сзади врезался неумелый водитель. На такой автономной машине прокатились и авторы книги. Это была исследовательская поездка в штаб-квартиру Google в Силиконовой долине. Они сидели сзади, на месте водителя и переднего пассажира сидели люди из проекта «Шофер». Один из них задал автомобилю полностью автономный режим, направив его на достаточно оживленное шоссе, где далеко не всегда сохраняется безопасная обстановка.
Трафик был плотным, скорость высокой, что могло иметь серьезные последствия и для опытного водителя. Но машина ехала настолько безупречно, что, по признанию авторов, это было даже скучно. Она распознала не только ближайшие автомобили, но и все окружающие, у нее практически не было слепых пятен. Тем не менее она учитывала, что водители-люди такой особенностью не обладают, и держалась в стороне от тех, кто мог ее не заметить.
Движение беспилотной машины можно было видеть на экране ноутбука, которым их снабдили, постепенно авторы вообще перестали смотреть на дорогу, как и люди из Google, которые болтали, смеялись и ни разу не взглянули в окно. Они наездили сотни часов с беспилотным автомобилем и знали, что могут быть совершенно спокойны.
А ведь всего несколько лет назад, замечают авторы, мы и мечтать о таком не могли — чтобы компьютеры управляли автомобилями. Многие исследования еще каких-нибудь 10 лет назад убедительно доказывали, что вождение автомобиля в обозримом будущем останется за человеком. Но всего за несколько лет это удалось опровергнуть — прекрасная демонстрация цифрового прогресса. Наука и техника за последние десятилетия стремительно ускорялись, двигаясь от провала к триумфу.
Автономные машины — лишь часть широкой картины. До поры до времени цифровой прогресс шел ни шатко, ни валко, но в последние несколько лет он ускорился, решая задачи, которые еще вчера казались абсолютно фантастическими.