О том, как общество может соблюсти баланс между деспотизмом и анархией.
Аджемоглу и Робинсон написали книгу о свободе, к которой извечно стремились человеческие общества. У одних это получилось, у других задуманное не удалось. Многие философы прошлого считали, что без свободы невозможно процветание. В частности, Джон Локк писал, что люди свободны, когда всецело распоряжаются своими действиями, имуществом и личностью, не спрашивая разрешения. Однако эти действия не должны идти во вред другому человеку. Свобода должна начинаться с освобождения людей от насилия и запугивания. Такая свобода была и остается редкостью. Стремление к ней заставляет людей покидать свою родину и искать место получше, где не нужно испытывать постоянный страх за свою жизнь и жизни своих близких. Так происходит на Ближнем Востоке, в Африке, Азии, Центральной Америке и других регионах, откуда не прекращается поток беженцев.
В свое время в Сирии в 2011 году жители Дамаска протестовали против правительства Башара Асада. Состоялось несколько митингов, были арестованы подростки, которые написали на стене, что народ хочет свержения правительства. При попытке их освободить военные застрелили несколько человек. После этого протесты охватили всю страну. Правительство Асада отступило, военные и правоохранители перестали разгонять демонстрации и вообще исчезли из виду.
Но ликование противников Асада было преждевременным: оказалось, что на освободившееся место они пригласили еще более страшное зло. Видя слабость сирийского государства, страну почти захватила террористическая организация Исламское государство, взяв под свой контроль целые области. То же самое произошло и в Ираке. На захваченной территории теперь каждый день кого-то расстреливали, отрубали голову или увечили. Государство распадалось на глазах, началась война с террористами. Это привело к гуманитарной катастрофе со множество жертв и беженцев. Не этого хотели протестующие против правления Асада. Они вышли на площади, чтобы протестовать против коррупции и произвола, а в результате получили еще худшее зло.
По мнению того же Локка, свобода невозможна без соблюдения порядка. Для порядка нужна сильная власть. Но когда ее сила становится чрезмерной, она стремится порабощать народ. Поэтому сильной власти должно противостоять сильное и развитое гражданское общество. Они должны уравновешивать друг друга.
К свободе ведет узкий коридор между страхом и репрессиями деспотических государств, и насилием и беззаконием, порожденными анархией. В этом коридоре государство и общество уравновешивают друг друга, и оба они должны быть сильными. Они не только конкурируют, но и сотрудничают, и таким образом осуществляют обратную связь и лучше понимают друг друга.
Идея 1. Сильному государству должно соответствовать сильное гражданское общество
В эпосе о Гильгамеше, одном из старейших сохранившихся литературных произведений, помимо прочего, рассказывается история противостояния власти и общества.
Гильгамеш был царем богатого и процветающего шумерского города Урук, построенного в пересохшем русле реки Евфрат (юг современного Ирака). Видимо, великолепие города вскружило Гильгамешу голову, и он стал смотреть на его жителей как на своих рабов. Он делал что хотел: мог забрать детей у родителей, мог казнить любого, кто ему не понравился, и никто не смел ему противостоять.
Люди, глядя на бесчинства Гильгамеша, обратились с мольбами к главному богу Ану. Они жаловались ему, что страдают от тирании, что правитель не должен так обращаться с подданными. И тогда боги решили для уравновешивания Гильгамеша создать его двойника. Пусть в Уруке будут два правителя, хороший и плохой, и тогда в городе настанет мир.
Двойник Гильгамеша Энкиду подрался с ним, чтобы предотвратить очередное бесчинство, и с тех пор Гильгамеш уже не был единоличным деспотом Урука. Торжество подданных длилось недолго. Вскоре эта парочка сговорилась, подружилась, объединила свои силы и продолжила безобразия уже вдвоем. Теперь оба не подчинялись даже богам. Надежды населения Урука на свободу исчезли.
Свобода не может возникнуть без усилий самого общества, одними только повелениями свыше, хорошим царем, который будет самостоятельно править мудро и гуманно. Общество должно участвовать в политике, протестовать, если необходимо, и отстранять власть, которая этого заслуживает. Но оно не должно жить без власти вообще.
Современные философы представляют проблему общества и власти по-разному. Фрэнсис Фукуяма предсказал конец истории, когда все страны станут копией политических и экономических институтов США с их политическим и экономическим либерализмом. Роберт Каплан, напротив, убежден, что в будущем мир захлестнет анархия, такая, как в странах Западной Африки. К этому приведут перенаселение, нехватка ресурсов, рост миграции, усиление влияния международных наркокартелей и тому подобное. Юваль Ной Харари считает, что в будущем нами будут управлять цифровые диктатуры с помощью искусственного интеллекта. Ни в одном из этих вариантов нет места свободе.
В Лагосе, столице Нигерии, в конце 1990-х годов процветали бандитизм и коррупция. Таксисты отказывались везти пассажиров в Лагос из других городов страны — это слишком опасно. Трупы лежали прямо на улицах. Когда однажды без вести пропал крупный полицейский чин, его тело искали в воде под мостом, так как его видели живым неподалеку. Из воды извлекли 20 других тел, так и не найдя пропавшего.
Власть в Нигерии принадлежала военным, но они были слишком заняты разграблением страны. Порядок никто не поддерживал, каждый житель Лагоса выживал как мог. Уличная преступность была такой откровенной, что зарубежные авиакомпании закрыли все рейсы в Лагос, что привело и к закрытию местного аэропорта. Процветали уличные грабежи, не было ни воды, ни электричества, город был завален мусором, который никто не убирал. Мирные жители испытывали постоянное чувство страха и неуверенности, зная, что их в любой момент могут ограбить и убить, что они не могут получить медицинскую помощь, и что их жизнь зависит от милости уличных бандитов. Таковы черты царства анархии.