Политика у шимпанзе . Власть и секс у приматов

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 7 ч
Очень кратко:

О формах поведения обезьян, близких к человеческим, о стремлении к власти, свойственным и людям, и обезьянам.

Поведение некоторых обезьян может продемонстрировать важные составляющие поведения человека и его природы. Как и мы, шимпанзе могут пользоваться различными орудиями и воевать группами с другими сообществами. Они пытаются напугать соперников, создают коалиции, изолируют опасного или неугодного члена общества и так далее.

Когда-то считалось, что у шимпанзе, наших ближайших родственников, нет социальных связей, кроме связи между матерью и детьми. Но впоследствии, благодаря наблюдениям в дикой природе, выяснилось, что обезьяны, обитающие на одной территории, образуют одно сообщество, которое либо не дружит, либо враждует с другими группами. Это сообщество может увеличиваться или уменьшаться, но так или иначе обезьяны предпочитают держаться вместе, а не поодиночке. Кроме того, обезьяны, как и люди, способны убивать себе подобных и драться за территорию.

Самцы-шимпанзе, стремясь произвести впечатление на самок, заигрывают с их отпрысками, занимаясь грумингом, щекоча и играя с ними. Политики-люди во время избирательной кампании часто поднимают и целуют детей. Социальная динамика среди людей и обезьян имеет много сходства. И мы, и обезьяны способны прощупывать противника, бросать ему вызов, формировать собственные коалиции и разрушать чужие. Де Вааль в своей книге прослеживает эту эволюционную связь.

Сходства между людьми и обезьянами намного больше, чем нам кажется. Человекообразные обезьяны тоже узнают себя в зеркале, решают тесты, устанавливают причинно-следственную связь. Некоторых из них можно научить системе сигналов, похожей на язык жестов, и они смогут не только передать какую-то просьбу, но и поведать о своих чувствах.

Наблюдения автора и других ученых показали, что у шимпанзе есть сложная социальная жизнь. В дикой природе исследователям почти невозможно ее отследить, но в колонии шимпанзе под открытым небом в зоопарке Бюргерса в голландском городе Арнеме де Вааль мог наблюдать это воочию. Его наблюдения легли в основу этой книги.

Идея 1. Для социального взаимодействия группа обезьян использует особые коммуникационные сигналы

Вольер в зоопарке Арнема максимально приближен к естественным условиям обитания шимпанзе. Он занимает почти гектар, а посетители не могут приблизиться к обезьянам и лишены возможности дать им какую-то еду. На нем много деревьев, а от свободы обитателей отделяют ров с водой и высокая стена. В обычных обезьянниках шимпанзе тесно, в маленьких клетках живут три-четыре обезьяны, изнывая от тоски. Они просто лежат, ходят по клетке или бьют по прутьям спиной или руками.

В условиях Арнема у шимпанзе есть возможность активной социальной деятельности. Чаще всего это груминг, когда несколько обезьян собираются в группы и копаются в шерсти друг друга в поисках насекомых. При этом они слегка пошлепывают и подталкивают друг друга. Если объект груминга подчиняется этим указаниям, значит, процедура ему приятна.

Если взрослые самки образуют группу груминга, дети прохаживаются неподалеку, а маленькие прижимаются к матери и наблюдают за всем процессом. Энергичные обезьяны-подростки заняты бурными играми, то и дело врываясь в группу взрослых, толкая их и слегка задирая. Если члены группы достаточно дружны, то терпение к детенышам проявляют и самцы, позволяя им забираться себе на спины или заигрывать каким-то другим образом.

В дикой природе обезьянам приходится постараться, чтобы добыть себе пищу. В зоопарке им не нужно этого делать, они скучают, а потому больше склонны к контактам друг с другом, их социальная жизнь становится более богатой. К тому же нет возможности отделиться от группы, как в лесу, их жилое пространство ограничено, особенно зимой, когда их переводят в закрытые помещения.

Группа обезьян использует определенные коммуникационные сигналы. Иногда для этого задействуется выражение лица, означающее определенное настроение. Когда шимпанзе хотят поиграть, они используют так называемую игровую улыбку, мягкую и доброжелательную. Если им страшно или они подавлены, то зубы в улыбке показываются намного сильнее. Это может сбить с толку зрителя-человека, которому со стороны кажется, что широкий оскал выражает доброжелательность и расслабленность. Но на самом деле никакой радости в этот момент обезьяна не испытывает. Такую улыбку можно видеть у младенца, которого надолго оставила мать, или у обезьян низкого ранга, вступающих в конфликт с обезьянами рангом выше. Это мимика испуга, которую часто дополняют крики. Крик может быть протестующим, испуганным, иногда он сменяется тихим повизгиванием, похожим на плач. Кроме повизгивания и громких криков, шимпанзе общаются хрюканьем, лаем, скулением и уханьем. У некоторых есть индивидуальные звуки, которые записывают исследователи, чтобы потом изучить и понять их смысл. У каждой обезьяны есть набор особых сигналов. Один жестом приглашает поискать в его шерсти насекомых, другой трясет головой, когда хочет сказать «нет».

Широко распространен жест с вытянутой рукой и открытой ладонью. Он используется в разных ситуациях, его значение зависит от контекста. С его помощью можно попросить еду, поддержку в драке, телесный контакт. Когда одна обезьяна задирает другую, та с помощью этого жеста может взывать к третьей обезьяне. Этот жест имеет большое значение при формировании агрессивных союзов или коалиций.

Игровая улыбка, испуганный оскал и просящие жесты — не имитация человеческого поведения, а естественные формы невербальной коммуникации, которые можно видеть и в зоопарках, и в дикой природе, и у человека, и у обезьян.

Идея 2. Для успешной коммуникации в группах обезьян существуют паттерны социального взаимодействия

Кроме коммуникационного поведения, у обезьян существуют и паттерны социального взаимодействия. Например, один из взрослых самцов хочет показать сопернику свою мощь. Он поднимает шерсть дыбом, ухает, раскачивается, а в руке держит камень, не очень заметный со стороны. Казалось, вот-вот случится страшная драка. Но в этот момент к агрессору спокойно подходит самка, разжимает его руку, забирает камень и уходит. Такие сцены — не редкость среди обезьян. Самец при этом не проявляет никакой агрессии по отношению к самке, разве что иногда пытается вырвать руку. Если не получается, он поищет другой камень или палку, а самка вскоре отберет и их.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Поли­тика у шим­панзе. Власть и секс у при­ма­тов
Аудиокнига. 8 ч 45 мин. Читает Алексей Багдасаров.
Бесплатный отрывок:
Купить
339 ₽, ЛитРес
Алексей Багдасаров
8 ч 45 мин

Электронная книга

Поли­тика у шим­панзе. Власть и секс у при­ма­тов
Книга может выдержать множество переизданий за четверть века только в том случае, если она посвящена теме, неизменно притягивающей к себе читателей. Политика и есть такая тема. Мы с головой погружены в политику, поэтому сразу же распознаем любые связанные с ней махинации – даже за пределами собственно человеческих дел...