Наша внутренняя обезьяна . Двойственная природа человека

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 11 ч
Очень кратко:

О том, насколько тесно мы связаны с животными и как много в нас «обезьяньего».

Франс-Де Вааль давно планировал соотнести свой огромный опыт изучения приматов и человеческое поведение. По его мнению, две породы обезьян, шимпанзе и бонобо, наиболее полно демонстрируют качества, присущие человеку, правда, каждый на свой лад. В любом человеке сидит внутренняя обезьяна, занимающая свое место в природе.

Как и обезьяны, мы стремимся жить в маленькой группе, а не в изоляции. Мы так же любопытны, склонны восхищаться альфа-самцами на политической сцене, стремиться к власти и сексу, как это делают наши собратья. Как и обезьяны, мы способны к сопереживанию, умеем дружить и любить. На протяжении веков философы приписывали эти качества исключительно человеку, но в последние годы изучение поведения животных показало, что им это тоже свойственно в полной мере.

От приматов мы унаследовали инстинкты, которые заставляют нас тянуться к другим собратьям, чтобы заботиться о них, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Известны случаи, когда обезьяны поднимали травмированную птицу и оберегали ее, пока она не приходила в себя. В 1996 году в Чикагском зоопарке молодая горилла Бинти помогла упавшему в вольер с обезьянами трехлетнему мальчику: взяла на руки, отнесла в безопасное место, ворковала и укачивала, а потом отдала служителям.

Шимпанзе и бонобо — это две противоположности. Шимпанзе гневливые, амбициозные и грубоватые, с жесткой стайной иерархией; бонобо утонченные, веселые, беззаботные, склонные к эмпатии и невероятно сексуально активные. Человеческая натура, по мнению де Вааля, объединяет качества этих двух пород. Мы способны как к жестокости, так и к сочувствию и эмпатии. Де Вааль анализирует поведение приматов и людей, проводит параллели между ними и стремится объективно исследовать хорошее и плохое в нашей связи с животными.

Идея 1. Человек объединил в себе и жестокость, и доброту

И мягкие вольнолюбивые бонобо, и жесткие властные шимпанзе — наши близкие родственники. Поэтому нам свойственны черты обеих пород. По наблюдениям де Вааля, шимпанзе действительно склонны к насилию и кровопролитию. Но мы унаследовали не только их черты, но и качества мягких миролюбивых бонобо.

При помощи эмпатии бонобо понимают, в чем нуждаются их соплеменники и родственники, и помогают им. Если детеныш обезьяны надувает губы и хнычет, это значит, что он хочет есть или пить, и мать кормит или поит его, пока он не успокоится.

Однако с помощью эмпатии, то есть способности понимать чувства других, можно не только оказать помощь, но и причинить боль, понимая, какой способ действий подойдет тут лучше всего. Чем больше мозг, тем больше способность к эмпатии, но и к жестокости тоже. Конечно, обезьянам далеко до человека в этом отношении, их мозг меньше нашего в три раза. Но иногда и они забавляются, причиняя боль другим. Автор наблюдал, как молодые шимпанзе развлекались с цыплятами: сначала заманивали их за угол сарая при помощи хлебных крошек, а потом били палками и тыкали острой проволокой. Причем одна обезьяна угощала едой, выступая в роли приманки, а другая пряталась за углом с палкой и била.

Жестокость — одна из темных сторон человеческой природы. Это хорошо видно на примере войн ХХ века, а еще лучше — на примерах личной, ничем не спровоцированной жестокости, отраженных в полицейских хрониках.

Именно способность к эмпатии у разгневанного человека дает выход жестокости — он способен представить, что чувствуют другие, и намеренно хочет причинить им страшную боль. В то же время эмпатия подталкивает нас помогать голодающим, отправлять деньги на благотворительные цели, спасать незнакомых людей во время стихийных бедствий и катастроф, плакать над печальной историей. Наша природа двойственна, и не стоит приписывать ей только жестокость или только доброту, считает автор. Все это в нас сочетается.

И шимпанзе, и бонобо — социальные существа, и мы в этом очень похожи. Как и другие приматы, мы нуждаемся во взаимодействии с членами нашего племени, хотим полагаться друг на друга и не выносим одиночества. Когда мы лишены человеческого общества, мы чувствуем себя подавленными и несчастными, что может даже отразиться на нашем физическом состоянии. В исследовании, изучающем иммунитет, было установлено, что одинокие люди чаще подвергаются воздействию вирусов гриппа и хуже его переносят.

Способность к эмпатии проявляется у бонобо особенно ярко. В Центре языковых исследований в Атланте был известен самец бонобо по имени Канзи, который очень хорошо понимал человеческую речь. Иногда он выступал в роли учителя среди других бонобо, когда и их пытались научить языку: он жестами показывал сородичу, чего от него хочет человек, произнося то или другое слово, и они понимали.

Мир брутальных шимпанзе — это мир альфа-самцов, бонобо мягкие и гибкие. И это меняет представления о человеческом характере, согласно которым наши предки, подобно шимпанзе, только и делали, что дрались за власть и завладевали самками, не спрашивая их согласия.

Идея 2. И животным, и человеку присущ социальный инстинкт, который сильнее агрессии и жестокости

В послевоенном мире ученые разных направлений — психологи, биологи, этологи, психиатры, философы и криминалисты — обсуждали причины человеческой жестокости и агрессивности. Одни считали, что мы унаследовали ее от животных, другие — что это чисто человеческая особенность, что ни один вид приматов не убивает себе подобных. Когда наблюдения Джейн Гудолл и других приматологов показали, что обезьяны вполне способны на убийство себе подобных, это еще больше укрепило мнение о том, что ген убийства унаследован нами от наших предков и от этого никуда не деться. А потому войны и убийства неизбежны.

Обезьяны, по мнению де Вааля, особенно шимпанзе, могут убивать себе подобных, но не стоит демонизировать эту их особенность. В дикой природе все не так, как в зоопарке, и в основном битвы происходят не на пустом месте, а ради доминирующей позиции, из-за самок или с чужой группой, которая покушается на территорию. Шимпанзе не маньяки-убийцы, просто они достаточно агрессивны, когда отстаивают свои интересы.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Наша вну­трен­няя обе­зьяна. Двойствен­ная при­рода чело­века
Аудиокнига. 11 ч 55 мин. Читает Михаил Андрианов.
Бесплатный отрывок:
Купить
599 ₽, ЛитРес
Михаил Андрианов
11 ч 55 мин

Электронная книга

Наша вну­трен­няя обе­зьяна. Двойствен­ная при­рода чело­века
Своим появлением на свет эта книга обязана такому количеству приматов, как принадлежащих, так и не принадлежащих к роду людскому, что просто невозможно поблагодарить всех. Основная идея родилась из беседы с Дугом Абрамсом. В то время я размышлял над тем, как приложить мой опыт работы с приматами, которыми я занимался всю жизнь, к человеческому поведению, а Дуг полагал, что бонобо заслуживают куда большего внимания, чем получали до сих пор...