О том, как важны для человечества в современном мире эмпатия и альтруизм, и о том, чему люди могут поучиться у животных.
До глобального финансового кризиса 2008 года в современном обществе делалась ставка на индивидуализм и материальные блага. Когда случился кризис, на многих он подействовал как ушат холодной воды: ведь многие люди до этих пор считали, что рынки сами себя регулируют и ничего плохого при таких обстоятельствах случиться не может.
Долгое время в современном мире был дефицит эмпатии, и поэтому сегодня очень важно заполнить эту нишу. Тут нам может помочь сама природа, о которой сложено немало мифов, что она якобы оправдывает безжалостную борьбу за существование и естественный отбор.
Немногие знают о том, что природа учит не только выживанию, но и сотрудничеству, координации усилий, заботе о слабых. Все это свойственно не только человеку, но и многим животным. Человеческая эмпатия развилась в ходе эволюции и долгие века помогала нам выживать.
Тема эмпатии в обществе может показаться странной. Однако Франс де Вааль объясняет свою позицию тем, что между поведением животных и человеческим поведением есть прямая связь, и потому биология поможет лучше понять устройство человеческого общества.
Почти ни одна общественная дискуссия не обходится без ссылок на биологию и эволюцию, причем эволюция, как правило, преподносится в отрицательном контексте, как оправдание жадности и эгоизма. Между тем науки, изучающие человеческое поведение, такие как антропология, психология, биология и неврология, накопили достаточно доказательств того, что люди — групповые животные, отзывчивые, с развитым чувством справедливости, в основном миролюбивые, хотя иногда и разжигающие конфликты. Мы, как и другие животные, ориентированы на статус, территорию и продовольственную безопасность. Мы одновременно и социальны, и эгоистичны, поэтому не стоит игнорировать ни одну из сторон нашей натуры.
Идея 1. Животным, как и людям, свойственны альтруизм и эмоциональные привязанности
Люди, которые подчеркивают индивидуальную свободу, часто смотрят на коллективные интересы как на какую-то романтическую глупость, которую не каждый может себе позволить. Каждый должен быть сам за себя и сам по себе. Во Флориде, где часто случаются ураганы и наводнения, администрация не стремится тратить деньги на дамбы, которые могли бы стать щитом для целого региона. Вместо этого открываются компании, которые сдают в аренду места на частных самолетах на случай наводнения, чтобы обеспеченные люди могли спастись. Что будет с теми, у кого нет денег, никого не волнует.
В пример людям можно поставить шимпанзе. На полевой станции Национального исследовательского центра приматов недалеко от Атланты де Вааль с коллегами наблюдают за обезьянами в больших загонах и кормят их. Сначала каждая обезьяна стремится первой добраться до еды, потому что после этого у нее никто не отнимет лакомый кусок. Доминирующий самец никогда не отнимет еду у низкорангового самца или самки.
Если кому-то еда не досталась, он обращается к другим с протянутой рукой, как это делают люди. Обезьяны умоляют и скулят в лицо друг другу, выпрашивая подачку, некоторые даже катаются по полу в истерике, как это делают избалованные дети. Однако постепенно, в течение минут двадцати, еда распределяется среди всей группы. Каждый, кому досталась еда, делится ею со своими друзьями и семьей, те, в свою очередь, — с собственными друзьями и семьей, и постепенно еда распределяется на всех.
Если бы природа была основана только на борьбе за жизнь, обезьяны бы так себя не вели. Они, как и многие другие животные, выживают не за счет заботы исключительно о себе, а за счет сотрудничества и обмена. Так действуют приматы, волки, косатки и многие другие.
В Национальном парке в Кот д’Ивуаре шимпанзе заботились о своих сородичах, раненых леопардами. Они очищали раны, слизывали кровь, удаляли грязь и отгоняли от них мух. Они переносили раненых товарищей и помогали им идти, хотя это сильно замедляло передвижение.
Шимпанзе, как и волки, и люди, живут группами. Выражение «Человек человеку волк» означает не только и не столько то, что каждый готов перегрызть глотку за свои интересы, но и то, что все члены стаи заботятся друг о друге. Да, между животными и людьми существует конкуренция, но никто не может жить только за счет конкуренции.
Многие почему-то считают, что в биологии животных не место эмоциональным привязанностям. Но это ошибка: связь так же важна для животных, как и для человека. У автора были ручные галки, самец и самочка, и самочка однажды улетела. Самец перестал есть, зачах и умер через несколько недель. То же самое произошло с молодой здоровой кошечкой Сарой, когда умер ее друг, старый кот по имени Диего, с которым она выросла. Она отказывалась есть и при полном отсутствии проблем со здоровьем умерла от тоски через два месяца. Слоны возвращаются к останкам мертвых товарищей и подолгу стоят над ними, принюхиваются к побелевшим костям, переворачивают их и вздыхают.
Бихевиорист Джон Уотсон разделял популярное мнение о воспитании детей, бытовавшее в 1920-е годы: матери портят своих детей излишней лаской. С разрешения правительства он провел эксперименты в нескольких детских домах. Детей не ласкали, прикасались к ним только в самых крайних случаях, за очень хорошее поведение, их не брали на руки, не играли и не ворковали с ними. Уотсон ожидал, что из детей вырастут гении, но вместо этого они быстро умирали от самых легких болезней — как будто им незачем было жить. В румынских детских домах при Чаушеску дети, правда, не умирали, но, поскольку им было отказано в эмоциональной близости, выросли неполноценными. Они могли часами смотреть в стену, не умели ни смеяться, ни плакать, и раскачивались из стороны в сторону. Они даже не умели играть. Лишение телесного контакта и эмоциональной связи с другими совсем не подходит млекопитающим.
Воинственность человека тоже считают врожденной, унаследованной от предков-приматов. Ведь известно, что шимпанзе до сих пор ведут войны за территорию и безжалостно уничтожают врагов. Однако бонобо, другой вид обезьян, близкий к нашему виду, никогда так не поступает. Иногда у одной группы могут быть конфликты с соседями, но едва только возникает драка, самки тут же бросаются к чужим самцам и самкам, чтобы заняться с ними сексом. Невозможно одновременно вести войну и заниматься сексом, так что конфликт затухает сам собой.