Парадокс добродетели . Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека

англ. Richard Walter Wrangham. The Goodness Paradox · 2019
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 15 ч
Очень кратко:

О роли агрессии в нашей эволюционной истории и о том, почему человеческая доброта может сочетаться с жестокостью и насилием.

Ричард Рэнгем посвятил долгие годы изучению поведения животных, в особенности диких обезьян. Он обратил внимание, что шимпанзе куда более агрессивны и жестоки, чем их родственники бонобо.

Постепенно он пришел к выводу, что бонобо произошли от предка, похожего на шимпанзе, но прошедшего через процесс, напоминающий одомашнивание, который Рэнгем назвал самоодомашниванием. Поскольку через тот же этап прошли и люди, наблюдение за бонобо дополнило картину изучения эволюции человека. Люди, как и бонобо, от природы вполне терпимы друг к другу, живя в сообществе, и склонность к дракам у них довольно низкая.

Тем не менее и среди людей встречаются страшные вспышки насилия, вполне совмещаясь с относительным природным миролюбием, что не противоречит многим эволюционным теориям. По мнению Рэнгема, социальная терпимость и агрессивность не являются противоположностями, потому что существует два типа агрессии. У людей низкая склонность к реактивной агрессии, то есть эмоциональный отклик на угрожающую ситуацию не очень высок. Прежде чем агрессивно отреагировать, если что-то кажется нам угрожающим, мы стараемся уладить ситуацию миром или просто уходим от открытого столкновения. Опасными и людей, и животных делает проактивная агрессия, то есть неспровоцированное жестокое поведение.

Рэнгем рассказывает о том, как наш вид пришел к сочетанию низкой реактивной агрессии и высокой проактивной, рассматривая антропологические, биологические и психологические факторы.

Идея 1. Природа человека двойственна: он может быть и самым отвратительным, и самым милым одновременно

Еще наши далекие предки сочетали в себе добро и зло. Археологические данные говорят нам о том, что сотни тысяч лет люди делились пищей, вместе трудились и помогали нуждающимся. Во многих отношениях со времен плейстоцена они проявляли терпимость и миролюбие, необходимые для жизни в сообществе.

Но те же археологические источники убедительно доказывают, что с древних времен люди практиковали пытки, казни, захватнические войны, сексуальное доминирование и другие виды жестокости. В наши дни любая группа людей, независимо от страны, может десятилетиями жить в мире, а затем вдруг перейти к кровопролитной войне или другим видам насилия.

По вине Гитлера погибли десятки миллионов людей, и при этом у него были мягкие и дружелюбные манеры. Он был вегетарианцем, обожал животных, особенно свою овчарку Блонди, и очень горевал, когда она умерла. Пол Пот, истребивший четверть населения своей родной Камбоджи, был известен друзьям и знакомым как добрейшей души человек, учитель французской истории. Сталин в молодые годы во время тюремного заключения был спокойным мягким человеком, никогда не повышал голос и ни с кем не ссорился. Все это никак не оправдывает деяний этих злодеев, но говорит об интересном факте, касающемся нашего вида. В нас легко уживаются противоположные моральные тенденции.

Истории известны охота на ведьм, массовые убийства, нетерпимость и суеверия. В то же время люди совершают прекрасные поступки, проявляя доброту, действуя разумно и стремясь к сотрудничеству.

Моральный диапазон человечества впечатляюще широк, от изощренной порочности до невероятной щедрости. И это вызывает недоумение. Если люди эволюционировали, чтобы быть добродетельными, откуда берутся их отвратительные качества? А если наоборот, то почему они бывают такими добрыми? Это противоречивое поведение можно наблюдать даже у младенцев и маленьких детей. Они будут расточать улыбки раньше, чем научатся говорить, будут помогать дружелюбному взрослому, и в то же время способны закатить истерику, в гневе топать ногами и ударить.

Есть два распространенных мнения, объясняющие это сочетание альтруизма и эгоизма. Они схожи в том, что социальное поведение в основном определяется биологией, и в том, что только одна из противоположных тенденций — продукт генетической эволюции. Сторонники одной теории считают, что основополагающей стороной нашей личности является кротость и уживчивость, другая — что агрессивность.

Так, Жан-Жак Руссо считал, что терпимость и покорность изначально присущи человечеству. Мы от природы добры, но нам мешают наши пороки и слабые стороны, как и окружающая среда. Зло порождается социальными силами, такими как патриархат, империализм или неравенство. Мы рождаемся добрыми и хорошими, но с годами можем испортиться.

Томас Гоббс, в противоположность Руссо, считал, что мы рождаемся эгоистичными и склонными к соперничеству, и, если бы не усилия общества и цивилизации, в том числе семейное воспитание, труды философов, наставления священников и учителей, то наша врожденная порочность ничем бы не сдерживалась. Автор считает, что истина где-то посередине: мы и плохи, и хороши одновременно.

Ключ к пониманию этой двойственной природы можно найти при сравнении человека и приматов. Во многом мы отличаемся от наших родственников-приматов, но есть и несомненное сходство в эмоциях и поведении. Мы похожи одновременно и на жестоких шимпанзе, и на добродушных любвеобильных бонобо. И очень важно реалистично оценивать нашу двойственность.

В человеческом обществе, по сравнению с другими приматами, очень низкий уровень насилия в повседневной жизни. В то же время он невероятно высок в войнах. Это несоответствие автор называет парадоксом добра.

Идея 2. Есть два типа агрессивного поведения: реактивный и спланированный

Агрессивное поведение очень разнообразно, включает сложный набор биологических возможностей и эмоций. Одни люди более агрессивны, чем другие. Выражается агрессия тоже по-разному: одни склонны к открытой конфронтации, другие пассивно-агрессивны, третьи любят интриги.

Форм агрессии великое множество, но есть два основных типа, которые, по мнению автора, нужно рассматривать отдельно: это проактивная и реактивная агрессия. Можно назвать их наступательной и оборонительной или преднамеренной и импульсивной, но суть будет та же.

Реактивная агрессия вспыхивает как реакция на угрозу. Большинство из нас часто с ней сталкиваются, а иногда испытывают. Один из характерных примеров — агрессия в спортивных матчах, направленная на судью или других игроков. Ее чаще испытывают мужчины из-за высокого уровня тестостерона, и тогда дело может кончиться дракой или чем-то похуже.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Пара­докс добро­де­тели
Аудиокнига. 14 ч 9 мин. Читает Илья Усачев.
Бесплатный отрывок:
Купить
679 ₽, ЛитРес
Илья Усачев
14 ч 09 мин