О том, как в одном человеке уживаются, по сути, три личности, как наше прошлое объясняет наше настоящее и как мы можем лучше понимать себя и поддерживать отношения с окружающими.
В своей книге Томас Харрис популяризует идеи Эрика Берна, известного американского психиатра и психолога, основателя транзакционного анализа. Согласно этой теории, внутри каждого человека существуют три «Я», которые часто имеют противоположные интересы:
— Ребенок (Дитя) — непосредственный, любопытный, безответственный;
— Родитель — поучающий, воспитывающий;
— Взрослый — рациональный, объективный.
Все эти состояния «Я», по сути, маски, которые мы надеваем в зависимости от ситуации или наших целей. В любом из этих состояний мы можем вести себя продуктивно или нет. Взаимодействуя с людьми, мы «жонглируем» этими состояниями, каждое из них играет в свои игры — серии взаимодействий с предсказуемым итогом. Играми люди заменяют близкие и искренние отношения.
Почему люди играют в игры? Младенцы перестают развиваться без ласки. Взрослым людям тоже жизненно необходима близость. Но ее трудно найти и о ней трудно просить. Если в жизни людей нет настоящей близости, они пытаются получить ее через игры. Потому что даже негативные взаимодействия для человека лучше, чем их отсутствие.
Каждая игра приносит выигрыш — то, что Эрик Берн назвал «поглаживаниями». Выигрыш может получить либо только один игрок, либо оба. Играя в игры, люди стремятся достичь удовлетворения или ощутить контроль. Хотя игры разрушительны и не дают проявлять целостность, они дают чувство комфорта и позволяют оправдывать бездействие. Игры для многих становятся неотъемлемыми частями их личности. Но опасность игр в том, что, заигравшись, человек разрушает себя, превращается в неуравновешенную личность, которая проецирует на других собственные склонности и мотивации.
В своей книге Томас Харрис рассказывает о том, как понять, когда мы играем в игры, когда в нас и в других включаются Взрослый, Родитель или Ребенок. Благодаря этому понимаю можно постараться изменить свое поведение и помочь другим людям измениться, и, соответственно, избежать конфликтов и недоразумений, сохранить психическое здоровье и стать более целостной личностью.
Идея 1. В человеке уживаются несколько личностей. Человек помнит все, что с ним происходило с момента рождения
Еще в древности люди понимали, что человек неоднороден. И в мифологии, и в философии, и в религии признавалось, что человек имеет двойственную природу. В начале ХХ века Зигмунд Фрейд создал теорию о тройственности натуры человека, которая, по его мнению, состояла из трех частей: Сверх-Я, Я и Оно. Эрик Берн, на основе своего опыта и наблюдений, предложил свою модель психики человека, которая выражается в трех эго-состояниях, с помощью которых человек реагируют на окружающую среду: Родитель, Ребенок и Взрослый. Эта концепция стала основой транзакционного анализа.
Одним из важных положений транзакционного анализа является то, что человек помнит все события своего прошлого. В 1951 году нейрохирург Уайлдер Пенфильд провел серию экспериментов: с помощью электродов он стимулировал височную долю коры головного мозга пациентов. В каждом случае пациент находился под местной анестезией в полном сознании. В ходе экспериментов выяснилось, что пациенты вспоминали не только события прошлого, но и то, что они тогда чувствовали. Как только электроды убирали, воспоминания исчезали.
Электроды вызывали конкретные и четкие воспоминания, но, в то же время, реакции на электроды были непроизвольными: переживания воспроизводились независимо от того, хотел пациент заострять на них внимание или нет.
Также в ходе экспериментов Пенфильд выявил, что, следуя за воспоминанием какого-либо переживания, человек может вспомнить, что произошло в действительности. Автор приводит историю женщины, случайно услышавшую музыку, которая погрузила ее в меланхолию. Она никак не могла объяснить этот приступ тоски. Женщина напевала мелодию неделю, пока не вспомнила, что именно эту мелодию играла её мать. Мать женщины умерла, когда той было 5 лет, после чего у девочки началась тяжелая депрессия. В самой мелодии не было грусти, но у этой пациентки она ассоциировалась со смертью матери. Пробудившееся воспоминание стало осознанным чувством. Чувство грусти при воспоминании о смерти матери осталось, но исчезло отчаяние, которое женщина испытывала ранее.
Положительные эмоции тоже могут пробудиться. Многие люди замечали, как звук, мимолетное видение или аромат могут вызвать радость. Это чувство может быть кратковременным, но, сосредоточив внимание, мы можем вспомнить, где раньше ощущали аромат или слышали звук. Ученые сделали вывод, что наш мозг функционирует как высококачественное записывающее устройство и фиксирует всё, что произошло с нами с момента рождения. Все записи последовательны и непрерывны, и могут проявиться в любой момент.
Некоторые ученые считали психотерапию ненаучной, так как в ней отсутствовала основная единица анализа. Это затруднение было подобным тому, с которым сталкивались физики до создания молекулярной теории, и медики до открытия бактерий.
Эрик Берн вывел основную научную единицу для психотерапии: транзакцию. Транзакция — единица социального взаимодействия. Если двое или больше людей встречаются друг с другом, то рано или поздно один из этих людей заговорит или как-либо иначе проявит свое знание о присутствии других. Это называется транзактным стимулом. Когда другой человек отреагирует на стимул, возникает транзактная реакция.
Транзакционный анализ — метод изучения таких взаимодействий и определения, какой слой многоуровневой личности приведен в действие.
Идея 2. В каждом человеке живет Родитель, Взрослый и Ребенок
Еще в начале своей работы по созданию транзакционного анализа Берн выявил, что когда мы наблюдаем за людьми, они меняются на наших глазах: меняется выражение лица, речевые обороты, жесты, позы, сердцебиение, дыхание. Такие перемены могут происходить в каждом человеке. Например, ребенок начинает рыдать, когда ломается игрушка; лицо девушки краснеет, когда, наконец, звонит телефон; отец злится, когда сын опаздывает.