Как сохранить здравый ум

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 3 ч

Как устроен мозг

Если мы поймем, как устроен наш мозг, как он развивался и продолжает развиваться, мы сумеем изменить свой образ жизни. Ученые недавно пришли к выводу, что наш мозг представляет собой не единую структуру, а три отдельных элемента, которые взаимодействуют между собой.

Первый элемент — ствол головного мозга. Он функционирует с момента рождения человека и отвечает за рефлексы и работу непроизвольных мышц, таких как сердце. Два других элемента — правое и левое полушария. Наиболее активно они развиваются в первые пять лет жизни человека. Чтобы мозг работал, нервные клетки должны соединяться друг с другом. Это соединение происходит при взаимодействии с другими людьми. Поэтому развитие нашего мозга в большей степени зависит от качества общения ребенка с окружающими, чем от его генетической предрасположенности.

Правое полушарие очень активно в первые два года жизни. Насколько мы привязываемся к людям, насколько мы им доверяем, насколько комфортно мы сами себя ощущаем, как быстро мы можем себя успокоить — все эти характеристики закладываются в правом полушарии мозга в первые годы жизни. Таким образом, правое полушарие отвечает за наши эмоции и инстинкты. Правое полушарие не только развивается раньше, но и продолжает нас контролировать всю жизнь.

Левое полушарие начинает активно развиваться уже после того, как основы нашей личности заложены. Оно отвечает за языковые навыки и логику. Мы часто знаем, как правильно поступить (в нас говорит здравомыслящее левое полушарие), однако делаем все наоборот, поскольку правое полушарие имеет над нами больше власти.

Если наши отношения с теми, кто заботился о нас в младенчестве, были сложными, то мы можем испытывать эмоциональные проблемы, став взрослыми. Хотя мы не можем «исправить» свое детство, мы можем изменить течение своей взрослой жизни.

В результате любого успешного курса психотерапии позитивные изменения всегда происходят в четырех сферах, непосредственно влияющих на наше психическое здоровье:

• способности к самонаблюдению;
• отношениях с другими людьми;
• отношении к стрессу;
• «личной истории».

Самонаблюдение

В течение всей жизни нам требуется внимание и понимание. Безусловно, гораздо эффективнее получать их во взаимодействии с другими людьми. Однако самонаблюдение позволяет достичь желаемого эффекта самостоятельно. Самонаблюдение учит нас не поддаваться навязчивым мыслям и чувствам, обретать внутреннюю ясность и открытость к эмоциональной жизни окружающих. Самонаблюдение — известная практика, ее проповедовали и Будда, и Сократ, и Фрейд.

Наблюдаем за эмоциями

Способность наблюдать и прислушиваться к своим ощущениям абсолютно необходима для сохранения психического здоровья. Мы должны уметь использовать наши эмоции, а не поддаваться им. Чтобы лучше понимать собственную мотивацию, мы должны проводить больше времени с нашими эмоциями.

Самонаблюдение развивает эмоциональную выносливость, при этом не отрицая и не подавляя эмоции. Если мы научимся лучше понимать наши собственные эмоции, то мы также сможем в большей степени понимать других и сопереживать им. Иными словами, самонаблюдение улучшает наши отношения с людьми.

Если мы живем эмоциями, а не наблюдаем их, то оказываемся в состоянии хаоса. Если же мы, наоборот, подавляем эмоции, то можем превратиться в «стойкого оловянного солдатика». Есть разница в высказывании «Я злая» и «Я чувствую себя злой». Второе высказывание — это признание своего ощущения, но оно не определяет вас целиком.

Интересно, что мы неспособны принимать какие-либо решения без участия наших эмоций. Известен случай, когда пациент после удаления опухоли в мозгу перестал что-либо чувствовать, хотя его IQ остался на высоком уровне. Казалось бы, благодаря способности рассуждать человек должен сохранить способность решать, например, куда пойти по-обедать или как инвестировать деньги. Однако прооперированный пациент мог проанализировать возможные последствия своего выбора, но сделать выбор не мог. Вопреки нашим ожиданиям недостаток эмоций приводит не к разумным действиям, а к хаосу. Это происходит потому, что эмоции руководят нами на протяжении всей жизни, осознаем мы это или нет.

Многие идеи, чувства и поступки порождаются правым полушарием мозга, тогда как левое полушарие придумывает объяснения для этих идей, чувств и поступков.

Когда мы страстно спорим о чем-то, мы это делаем не из-за аргументов, которые мы генерируем, а из-за эмоций, которые эти аргументы должны оправдать. Аргументы могут быть «неправильными», тогда как наши эмоции не бывают правильными или неправильными, они такие, какие есть. Моральной оценке подвергаются не эмоции, а наши действия, порождаемые этими эмоциями.

Наблюдаем за мыслями

Важно не только отделять себя от своих ощущений, но и уметь наблюдать за своими мыслями. Это позволяет анализировать их, вместо того чтобы становиться ими.

Мы сможем заметить, какие мысли работают на нас, а какие являются для нас пагубными. Самонаблюдение помогает сохранить гибкость нашего мышления и осознать свой мыслительный процесс.

Самонаблюдение позволяет осознать, что наша голова всегда наполнена неким «шумом» — фразами, образами, информацией, комментариями собственных действий и мыслей. Большинство этих «шумов» безвредны. Однако среди них встречаются «токсичные» мысли — пропитанные ненавистью к себе или окружающим, неконструктивной бранью в свой адрес, беспочвенным пессимизмом. Эти мысли «ходят кругами» и могут вызвать депрессию. Самонаблюдение учит нас бесстрастно отмечать эти «шумы» в голове и дистанцироваться от «токсичных» мыслей.

Как наблюдать?

Занимаясь самонаблюдением, мы должны принимать себя, а не судить. Мы принимаем то, что есть, а не то, что должно быть. Мы не навешиваем ярлык «правильно» или «неправильно».

Начинать самонаблюдение надо с вопросов:

Инфографика для книги «Как сохранить здравый ум»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Как не сойти с ума. Наве­сти поря­док в мыс­лях и чув­ствах
Аудиокнига. 2 ч 45 мин. Читает Алевтина Пугач.
Бесплатный отрывок:
Купить
579 ₽, ЛитРес
Алевтина Пугач
2 ч 45 мин