О том, как и почему люди попадают в секты и деструктивные культы и что помогает из них вырваться.
Рик Алан Росс много лет изучает разные культы и методы борьбы с ними. Не все культы основаны на религии, но в большинстве из них присутствуют обман, вредные отношения и подавление воли.
Культы обычно не афишируют свою деятельность — они ищут последователей иным способом, действуя подальше от любопытных глаз. Ни образование, ни статус, ни интеллект не спасают от культов и сект. В своей книге Росс подробно описывает механизм расставленной ловушки, в которую попадают люди. Автор боролся с влиянием культов почти 30 лет, консультировал семьи и жертв культа. И борьба становится все тяжелее. Если в 1980-х годах в США были десятки специалистов, проводивших работу по вмешательству в культ, то сегодня их только несколько человек. Они работают в опасных условиях, им постоянно угрожают, преследуют, устраивают кибератаки — все это происходило и происходит с самим Россом. Кроме того, борьба с культами сложна этически и юридически — сложно понять, где проходит грань между свободой вероисповедания и рабством во имя культа. Поэтому Росс задумал свою книгу в том числе и как источник помощи семьям, в которых кто-то подпал под вредное влияние, и самим людям, которые неспособны объективно оценить, в какой опасности находятся.
Культ может принимать разные формы. Он может выступать как религиозная или духовная группа, или как коммерческое предприятие, программа диеты или физических упражнений, психотерапевтическое направление, политическая партия или движение. Эти разные формы деструктивных культов объединяет характерная организационная структура и методы, порабощающие людей. Для того чтобы лучше понять эти методы, нужно знать историю культов и те механизмы, с помощью которых они действуют.
Идея 1. Чтобы понять проблему деструктивных культов, нужно знать их историю
В качестве примера Росс приводит исторический обзор нескольких крупных культов.
В 1978 году произошло массовое самоубийство в Джонстауне в секте Джима Джонса, харизматичного проповедника из Сан-Франциско. Он основал собственный культ, поначалу вполне мирный, но закончилось все страшной трагедией. Погибло более 900 человек, в том числе 200 детей.
В 1964 году Джонс стал священником одного из простестантских направлений под названием «Ученики Христа». Затем он основал две церкви, в Сан-Франциско и в Лос-Анджелесе, под названием «Народный храм». У него было около восьми тысяч последователей. Ему благоволили политики, некоторые из них сами посещали «Народный храм».
Но постепенно в прессу стали просачиваться негативные отзывы о Джонсе. После этого он решил изолировать своих прихожан от внешнего мира, перебравшись вместе с ними в Британскую Гайану в Южной Америке. Свою новую общину, просуществовавшую с 1974 по 1978 год, он назвал Джонстаун.
С отъездом Джонса интерес к его личности не утих. На него жаловались бывшие последователи, родственники членов культа писали жалобы. В результате конгрессмен Лео Райан с разрешения Джонса прибыл вместе с группой журналистов в его общину в Гайане. Во время его визита несколько членов группы передали ему записки с просьбой забрать их. Но Джонс не планировал их отпускать. Он заставил членов культа напасть на Райана и отступников, которые уже сидели в самолете. Конгрессмен и еще четверо были убиты.
После этого, предвидя свой арест и конец служения, Джонс приказал членам культа принять цианид, растворенный в сладком напитке. Многие добровольно выпили яд, тех, кто отказывался, расстреливали или вливали им в рот напиток насильно.
Другой пример — секта Синанон, которая начиналась как сообщество реабилитации наркоманов. В 1978 году в Калифорнии члены сообщества засунули гремучую змею в почтовый ящик адвоката Пола Моранца. Он вел судебный процесс от имени бывших членов сообщества, и покушение было совершено по приказу лидера Синанона Чарльза Дидериха.
Дидерих до создания своего культа вел беспорядочную жизнь. Он дважды развелся, на работе долго не держался, пил и сильно обнищал, когда пришел в Общество анонимных алкоголиков. Ему очень понравилась программа 12 шагов, и он решил, что будет помогать другим. Поскольку он был безработным на пособии и имел массу свободного времени, Дидерих начал проводить небольшие собственные собрания, которые превратились в семинары. У него были собственные взгляды на то, как нужно лечить наркозависимых и алкоголиков.
Так появилась община Синанон. В ее основе было полное послушание. Дидерих со временем решил, что у членов его общины не должно быть детей, а потому все мужчины должны сделать вазэктомию, а женщины — аборты. Он приказал развестись 280 супружеским парам в своей общине. Синанон между тем богател и расширялся, секта владела недвижимостью, заправочными станциями, многоквартирными домами, парками автомобилей, лодок и самолетов. У Синанон были даже собственный пляжный курорт и взлетно-посадочная полоса. После попытки убийства адвоката Дидерих получил 5 лет условно, штраф в 5 тысяч долларов и был отстранен от управления Синанон. Он умер в 1997 году, его организация постепенно угасла, но методы продолжают существовать в виде концепции так называемой жесткой любви.
Еще один пример — Церковь объединения, созданная в 1954 году. За несколько десятилетий она распространилась на многие страны мира и привлекла несколько миллионов последователей. У ее основателя, Муна Сон Мёна, были дружеские отношения с Никсоном, Рейганом и Бушем-старшим. Он делал щедрые пожертвования, в частности, миллион долларов президентской библиотеке президента Буша-старшего. Знаменитостям и влиятельным людям платили за участие в мероприятиях Муна, чтобы повысить его популярность. Этой чести удостоились президенты Буш, Форд, Михаил Горбачев, бывший конгрессмен США Джек Кемп и многие другие.
Мун рекламировал свою церковь во многих газетах США. Он делал инвестиции по всему миру, лидировал на американском оптовом рынке суши, приобрел информационные агентства, такие как UPI и The Washington Times. Тем не менее церковь привлекла внимание законодателей уклонением от налогов и чрезмерной активностью. Мун моментально объявил, что его преследуют за веру. В США и других странах его влияние сильно ослабло, но во многих других местах Церковь объединения успешно действует до сих пор.