Подчинение авторитету . Научный взгляд на власть и мораль

англ. Stanley Milgram. Obedience to Authority: An Experimental View · 1974
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 6 ч

Очень кратко: О психологии подчинения авторитету; о том, что заставляет хороших людей совершать плохие поступки.

Стэнли Милгрэм (1933 — 1984) — американский социальный психолог, родился в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Тема Холокоста во многом повлияла на его научные интересы.

В начале 1960-х гг. он провел в Йельском университете ряд экспериментов, которые впоследствии вызвали широкий общественный резонанс.

Книга «Подчинение авторитету» — по сути, описание всех вариаций одного эксперимента, и выводов, к которым пришел Милгрэм на основе изучения поведения испытуемых и интервью с ними после того, как им раскрыли истинную цель экспериментов.

Добровольцам, которые принимали участие в эксперименте, говорили, что они участвуют в исследовании работы памяти и способностей к обучению — они не знали истинной цели эксперимента. Руководил экспериментом ученый-экспериментатор, испытуемому всегда доставалась роль «учителя» — он должен был наказывать «ученика», если тот не будет правильно воспроизводить по памяти последовательности пар слов. «Учеником» всегда был подставной актер, которого привязывали ремнями к стулу. В качестве наказания использовались разряды тока, которые «учитель» посылал «ученику», если тот неправильно воспроизводил слова. С каждой новой ошибкой «учитель» должен был увеличивать разряды тока. Естественно, что в эксперименте не использовали настоящий ток — актер-«ученик» лишь изображал реакцию на удары током, но испытуемый-«учитель» думал, что «наказание» настоящее. Изначально Милгрэм хотел просто исследовать акт подчинения — человека, участвовавшего в эксперименте, просят выполнить то, что все менее и менее согласуется с его ценностями. Вопрос был в том, как далеко может зайти испытуемый, выполняя указания экспериментатора?

В эксперименте изучалось лишь добровольное подчинение — если испытуемый решил бы встать и уйти, его никто бы не стал задерживать, никто ему не угрожал и не препятствовал. Подчинение экспериментатору опиралось только на ту власть, которую испытуемый сам приписывал экспериментатору.

На генераторе тока, который использовал «учитель» для наказания, располагались 30 рубильников от 15 до 450 вольт, с шагом 15 вольт. Рядом с рубильниками давались пояснения — от «Слабый разряд» до «Опасно — тяжелое поражение», а два последних рубильника обозначались просто: ХХХ. Перед началом эксперимента испытуемому всегда давали возможность проверить воздействие тока на себе, чтобы у него не осталось сомнений в подлинности генератора — испытуемый получал в область запястья разряд в 45 вольт. (Еще раз повторим, что «ученик» в реальности не получал разряды, а лишь имитировал реакцию на них).

Ученый-экспериментатор должен был подталкивать испытуемого-«учителя» к подчинению и продолжению эксперимента серией фраз, которые использовались последовательно, если подопытный отказывался от проведения эксперимента или как-то выражал свое несогласие: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали»; «У вас нет выбора, вы должны продолжать». Если «учитель»-испытуемый выражал озабоченность состоянием ученика, экспериментатор отвечал, что удары током могут быть болезненными, но к долговременным повреждениям тканей не приведут. А если испытуемый указывал на то, что «ученик» отказывается от продолжения эксперимента, экспериментатор говорил, что нужно продолжать вне зависимости от того, нравится ли это ученику или нет.

Среди испытуемых были мужчины и женщины разного возраста, разных профессий и разного уровня образования — клерки, учителя, рабочие, инженеры, продавцы, студенты и даже священнослужители.

Актер, исполнявший роль ученика должен был часто ошибаться и, соответственно, получать в наказание удары током. Поначалу сценарий не предусматривал каких-то звуковых реакций на разряды тока с его стороны. Но, как выяснилось, в таком случае практически все испытуемые доводили эксперимент до конца — до самых высоких значений генератора тока. Со временем Стэнли Милгрэм и его команда ввели фактор протестов жертвы — актер, изображавший ученика, должен был заметно реагировать на повышающееся значение ударов током. Спектр реакций соответствовал интенсивности ударов. Реакции начинались со значения в 75 вольт, когда ученик издавал легкий стон. После удара в 120 вольт ученик жаловался на то, что ему больно, после 135 — тяжело стонал, после 150 — ученик начинал просить экспериментатора остановить эксперимент и кричал, что отказывается продолжать. После 180 — кричал, что не может выносить такую боль, после 300 — «ученик» отчаянно кричал, что не хочет отвечать на вопросы и настаивал на том, чтобы его отпустили. После 330 вольт «ученик» переставал подавать признаки жизни.

Эксперимент должен был показать, до какого максимума дойдут испытуемые, прежде чем откажутся повиноваться.

После завершения эксперимента с каждым испытуемым проводилось интервью, где ему рассказывали о настоящей цели исследования и разбирали его поведение, а «учитель» знакомился с актером-«учеником».

Что показал эксперимент и почему его выводы так важны?

Идея 1. Эксперимент показал, что большинство испытуемых доходили до конца, подчиняясь требованиям авторитета-экспериментатора, несмотря на протесты жертвы

Перед началом экспериментов Стэнли Милгрэм провел опрос людей, не имевших отношения к эксперименту, о том, как, по их мнению, они будут реагировать, участвуя в таком эксперименте в качестве «учителей». Большинство опрошенных посчитало, что они прекратят посылать разряды тока после первых возражений и жалоб со стороны жертвы. Они посчитали, что при принятии решения будут руководствоваться критериями сострадания и справедливости. То же самое ответили и те, кому задали вопрос не о их личной реакции, а о том, как, по их мнению, будут реагировать другие подопытные. До начала серии экспериментов Милгрэм придерживался того же мнения.

Отвечая на вопрос, большинство опрошенных посчитало, что в основной своей массе люди порядочны, поэтому не будут причинять боль другому человеку. Люди считали, что человек сам хозяин своего поведения, если ему никто не угрожает физической расправой. В большинстве своем опрошенные посчитали, что испытуемые не будут подчиняться требованиям экспериментатора.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Под­чи­не­ние авто­ри­тету. Науч­ный взгляд на власть и мораль
Два наиболее значительных сюжета в западной культуре – сошествие Люцифера в ад и изгнание Адама и Евы из рая – объединяет одна и та же идея об ужасных последствиях неповиновения власти. Люцифер, «светоносный» и приближенный к Богу ангел – его называют еще «Утренней звездой» – отказывается исполнить веление Бога и почтить Адама, его новое совершенное творение. У него есть единомышленники среди ангелов...

Читайте также