В человеческих силах

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут
Очень кратко:

О глубоком влиянии гуманизма на формирование нашего мировоззрения и о стремлении к более просвещенному и сострадательному миру.

Наука, религия и философия имеют общую цель: изучение человеческой жизни. Но что это за жизнь и как ее измерить? Она находится где-то между физическим миром материи и духовным миром, существующим в нашем воображении. Мы состоим из материи, но в то же время занимаем место между физическим и духовным мирами. Жизнь — это пространство, где мы практикуем культуру, мышление, мораль, ритуалы, искусство и другие виды деятельности, характерные для нашего вида. Мы тратим много времени и энергии на творчество, общение, обучение, музыку, истории, развлекаем других, шутим и пытаемся разобраться в окружающем мире. Другими словами, мы ведем себя как люди, и гуманисты пытаются понять, что это значит — быть человеком.

В отличие от ученых и теологов, изучающих физический и божественный мир, гуманисты изучают человеческий мир, особенно такие его стороны, как искусство, история и культура. Верующие гуманисты изучают человеческое благополучие с точки зрения веры, нерелигиозные гуманисты обходятся без божественных догматов. Гуманисты любых направлений пытаются соотнести свои идеи с реальным опытом людей.

За время своего существования гуманизм часто сталкивался с бурным неприятием или, наоборот, восхищением. Быть человеком — сложный и загадочный процесс, который затрагивает каждого и многим бросает вызов. Представления о себе определяют нашу жизнь, поэтому те, кто открыто выражает гуманистические взгляды, могут столкнуться с дискриминацией. Тем не менее многие упрямые гуманисты преодолевали препятствия и доказывали свою точку зрения разумно и красноречиво. Гуманистические идеи, несмотря на то, что признают их далеко не все, проникли во многие сферы жизни.

В своей книге Сара Бейквелл рассказывает о зарождении и развитии гуманистической мысли и ее влиянии на современный мир.

Идея 1. Первые гуманисты пытались восстановить наследие прошлого и сделать его достоянием современности

В начале XIV века жизнь в Европе была опасной и полной потрясений, с частыми военными конфликтами между городами и политическими группировками. Италию мучил затянувшийся конфликт между гвельфами и гибеллинами. Несмотря на это, эта страна стала источником вдохновения для многих литераторов. Новые поколения писателей Возрождения стремились вернуться к старой модели жизни, основанной на дружбе, мудрости, добродетели и культивировании языка.

Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо начали свой путь, восстав против ожиданий своих отцов, планировавших почтенное и надежное будущее для своих отпрысков. Оба выбрали литературную жизнь. Это был новый путь, который в течение следующих двух столетий станет гуманистическим, хотя определение «гуманисты» стали использовать позже. Это были молодые бунтари того времени, когда молодежная контркультура проявлялась в чтении Цицерона и создании книжных коллекций.

Отец Петрарки, нотариус, предполагал, что сын последует его примеру, избрав карьеру в области юриспруденции. Он отправил сына на учебу в Монпелье и Болонью, но тот учился кое-как, а всю страсть вкладывал в коллекционирование книг. В то время не было книгопечатания, так что он искал рукописи, покупал, одалживал и переписывал их. Когда отец узнал об этом, он сжег рукописи, чтобы заставить сына вернуться к юриспруденции, оставив только две книги — учебник по риторике Цицерона и стихи Вергилия. Когда отец умер, Петрарка бросил учебу и переехал в Авиньон, чтобы начать карьеру писателя. Он искал влиятельных покровителей, работал секретарем и очень много писал. Он писал трактаты, диалоги, рассказы, эссе и памфлеты, но в веках Петрарка остался как автор любовных стихов, написанных в собственной сонетной форме. Они были обращены к прекрасной женщине по имени Лаура, недостижимой и неуловимой, которую он однажды увидел в церкви в Авиньоне.

У Петрарки был круг друзей, куда, помимо богатых и влиятельных, входили хорошо образованные люди, любители литературы. Благодаря им его работы постепенно становились широко известными. Друзья были единомышленниками Петрарки, помогающими ему в поиске редкой литературы. Когда они собирались в путешествие, Петрарка снабжал их списком книг, которые искал. Сам он часто останавливался в монастырях, где можно было найти интересные книги, переписывал их и добавлял в личную библиотеку. Переписывая рукописи, Петрарка не просто копировал их, но осторожно редактировал, дополнял, объединял отрывки в одно целое. Это было в традиции гуманистов: расширять знания, делать тексты более полными и богатыми.

Боккаччо был другом Петрарки. Он тоже взбунтовался против отца, который видел в нем будущего торговца, такого же, как он сам. Он отправил сына к знакомому торговцу изучать азы бизнеса, но из этого ничего не вышло. Тогда отец решил сделать из него священника, но и к этому у Боккаччо не было никакой склонности. Как и Петрарка, Боккаччо много писал, а кроме того, стал первым исследователем Данте.

Боккаччо вошел в историю как автор «Декамерона», сборника из ста сказок, которые 10 человек рассказывают друг другу 10 дней по 10 историй каждый. Боккаччо имитирует разные стили рассказчиков. Кто-то из них говорит о любви и добродетели, кто-то рассказывает непристойные анекдоты. Хитрецы обманывают простаков, мужья изменяют женам, а жены — мужьям, монахини и священники пускаются во все тяжкие.

Кроме того, Боккаччо написал «Генеалогию языческих богов», где скомпилировал классические мифы. В последних разделах книги есть размышления о современной литературе и описание пути самого Боккаччо к литературной карьере. Кроме того, он питал страсть к языку и древней литературе, характерную для ученого-гуманитария. Так же, как и Петрарка, он часто обращался к монастырским библиотекам за редкими рукописями, которые старательно переписывал. И Петрарка, и Боккаччо были преданы одной цели: они стремились возродить исследования человеческой натуры ради будущего. Вместе они пережили Черную смерть, чуму, которая убила две трети населения Флоренции.

После первой волны чумы погибла треть населения Европы, а оставшихся в живых охватили депрессия, горе и тревога. Это явственно видно в произведениях Боккаччо и Петрарки. Оба они, и Боккаччо, и Петрарка, потеряли из-за чумы многих своих друзей и родных. Оба они, особенно Петрарка, работают над особым жанром «утешительных писем».

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: