О том, как добиваться выдающихся результатов в учебе без стресса и перегрузок.
Есть множество книг о системах обучения и педагогических подходах. Книгу Кэла Ньюпорта отличает практический подход. В ней рассматривается реальный опыт лучших студентов из таких престижных учебных заведений, как Гарвард, Принстон и Йель. Опираясь на их и собственный опыт, автор показывает, что ключ к высоким оценкам лежит не в попытках все «вызубрить», а в более продуманной стратегии.
Во время учебы автор столкнулся с проблемами, которые знакомы многим студентам. Он пытался все успеть, боролся с прокрастинацией и стремился к высоким оценкам без ущерба для сна и социальной жизни. Путем экспериментов он выработал набор привычек, которые позволили ему получать отличные оценки, не жертвуя другими сферами жизни.
Идея 1. Правильная организация времени поможет сконцентрироваться на самых важных занятиях и избежать псевдоработы
Многие студенты страдают от перегрузок и нехватки времени. Несмотря на долгие часы, проведенные за учебниками, часто до поздней ночи, они все равно чувствуют себя отстающими. Однако опыт самых успешных студентов показывает, что дело не в количестве часов, а в том, насколько эффективно они используются. Опросив лучших студентов престижных университетов, автор узнал, что они успевают сделать гораздо больше за меньшее время по сравнению со своими однокурсниками. Они избегают того, что автор называет «псевдоработой», то есть работы без концентрации. Для псевдоработы характерны длительные, непродуктивные занятия, во время которых студенты могут выглядеть занятыми, но не добиваются результатов. Общие признаки — занятия в отвлекающей обстановке или длительная работа без сосредоточенных усилий.
Эффективная учеба предполагает короткие, интенсивные периоды сосредоточенной работы.
Формула эффективности: выполненная работа = затраченное время x интенсивность сосредоточения.
Псевдоработа отличается низкой интенсивностью и требует больше времени по сравнению с фокусированной работой. Успешные студенты используют эффективные стратегии управления временем, чтобы планировать интенсивную работу и избегать промедления. Для этого необходимы базовые навыки планирования, самомотивация и умение выбирать оптимальное время и место для занятий.
Навык 1. Умение организовывать свое время
Существует ошибочное мнение, что главная задача тайм-менеджмента — заполнить каждый день максимальным объемом работы. По мнению автора, настоящая цель тайм-менеджмента — снизить стресс и создать ощущение контроля над расписанием. Тайм-менеджмент помогает избавиться от беспорядка в голове, помогает сосредоточиться на том, что вам нужно сделать. Управление временем позволяет не жертвовать личной жизнью и другими интересами.
Можно использовать самую простую систему тайм-менеджмента, которая потребует 5–10 минут ежедневно и не навязывает жесткого расписания. Для нее нужны лишь календарь (цифровой или физический) и записная книжка для списка дел. Каждое утро просматривайте календарь, переносите новые задачи из списка в календарь и планируйте свой день. Разбейте задачи на конкретные временные интервалы (блоки времени). Реалистично оценивайте свои возможности. Оставляйте место для перерывов и подстраивайтесь под неожиданные события. Записывайте новые задачи по мере их возникновения. Если вы несколько дней не делали записей, просто запишите все накопившиеся задачи и укажите время их выполнения.
Эта простая система поможет сконцентрироваться на важном и адаптироваться к изменениям.
Навык 2. Самомотивация
Хорошо организованное расписание бесполезно без умения доводить начатое до конца. В ходе интервью с успешными студентами автор выяснил, что они не полностью избавились от промедления, а научились его преодолевать. Их стратегии включают понимание, что прокрастинация — это врожденная склонность, и поиск способов минимизировать ее влияние.
Вот пять стратегий, которые используют успешные студенты для борьбы с промедлением.
- Ведите дневник успеваемости и каждый день записывайте, что вы планировали сделать и удалось ли вам это. Для этого подойдет простой блокнот. Записывайте в него и причины, почему вам не удалось уложиться в срок, — признание своих слабостей поможет их преодолеть. Этот инструмент служит личной системой отчетности, и его можно использовать в одиночку или с другом для дополнительной мотивации.
- Поддерживайте высокий уровень энергии с помощью правильного питания и режима.
- Чтобы справиться с задачами, которые вызывают отвращение (например, написание отчетов или заявлений), превращайте их в особые события. Это может быть поход в ресторан, кафе или книжный магазин. Желательно, чтобы они находились в другом районе — важна смена обстановки. Выберите приятное место, где вы сможете сосредоточиться и не будете отвлекаться. Также важно сообщить знакомым о своих планах и о том, какую ужасную задачу вы выполняете. Это поможет поддерживать мотивацию и создать дополнительное давление, чтобы не откладывать выполнение работы. Когда вы окажетесь в новой среде, у вас будет больше мотивации и энергии, чтобы приступить к заданию.
- Выделите в каждом рабочем дне один час для выполнения однотипных задач. Наиболее подходящее время — до полудня. Пяти часов в неделю будет недостаточно, чтобы закончить всю работу, но это даст вам пять часов продуктивности, которых раньше не было. Регулярное выделение времени для работы помогает выработать привычки продуктивности.
- Заранее планируйте трудные дни, то есть дни интенсивной учебы, чтобы минимизировать их влияние. Выделив дни для напряженной работы и подготовившись психологически, вы сможете лучше справляться с этими сложными периодами. Выделите один или два дня, которые предназначены только для учебы, и распределите их так, чтобы они не шли друг за другом без перерыва. Постарайтесь запланировать периоды расслабления перед ними и после них, чтобы смягчить их воздействие. Предупредите друзей о предстоящих тяжелых днях и попросите их поддержки.
Навык 3. Умение выбрать время, место и продолжительность учебы