Об очень быстром способе проверки бизнес-идей.
Если вы планируете открыть бизнес, запустить стартап или у вас есть интересная идея, которую вы хотите реализовать в рамках действующего бизнеса, вы всегда сталкиваетесь с главной трудностью — будет ли это работать? Понравится ли это людям? А что, если вы впустую потратите время и деньги?
Многих риск потерпеть неудачу останавливает от действий, так как они считают, что реализация идеи потребует слишком много ресурсов.
С появлением методики Lean Startup, которую разработал Эрик Рис, предприниматели получили в руки эффективный инструмент проверки бизнес-гипотез, стали создавать минимально работающие продукты и быстро тестировать идеи, а в случае неудачи — совершать пивот — кардинально менять своё направление.
Но авторы книги «Sprint» — Джейк Напп и его соавторы — партнёры венчурного фонда Google Ventures, предлагают ещё более быструю программу тестирования идей и бизнес-гипотез. В своей книге они описывают методику, которая позволяет проверить идею и собрать обратную связь от клиентов всего за 5 дней — с понедельника по пятницу.
Идея 1. Методика Sprint эффективна, потому что она учитывает условия, в которых люди работают лучше всего
Идея методики Sprint родилась из наблюдений основного автора книги Джейка Наппа о том, когда и в каких условиях люди работают лучше всего.
Джейк Напп заметил, что люди работают гораздо эффективнее, когда перед ними стоят очень сжатые сроки. Он убедился в этом на практике, когда с командой реализовывал проект добавления новой функции в Gmail, помогающей автоматически упорядочивать сообщения. Несмотря на сомнения и очень сжатые сроки, его команда создала прототип, который понравился пользователям. Нехватка времени заставляет чётко фокусироваться на главном и не терять времени зря.
Ещё одно наблюдение Джека Наппа было связано с тем, что обычно результатом популярных в бизнес-среде мозговых штурмов являются просто абстрактные идеи, которые именно из-за своей абстрактности так и не реализуются на практике. В отличие от мозгового штурма, цель Спринта — не идея, а создание рабочего прототипа, который позволит проверить жизнеспособность идеи и собрать обратную связь от первых потребителей.
Ещё одной очень важной особенностью метода является то, что он требует участия специалистов разных направлений — менеджеров, инженеров, дизайнеров, финансовых специалистов — тех, чьё видение отличается, но влияет на конечный продукт.
В основе методики Джейка Наппа «бережливый» подход, но методика Sprint представляет собой гораздо более конкретный инструмент. Методика Lean Startup предполагает запуск минимально жизнеспособного продукта — по сути, голых функций, необходимых только для того, чтобы выяснить реакцию потенциальных потребителей. В Спринте же перед командой стоит задача создать максимально реалистичный прототип продукта, чтобы показать его клиентам, собрать и проанализировать обратную связь от них.
И хотя в результате Спринта у вас не будет готового продукта, вы будете знать наверняка в правильном ли вы двигаетесь направлении.
Спринт длится пять дней с понедельника по пятницу. Кратко расписание выглядит так:
- Понедельник: наметить проблему и сконцентрироваться на одном важном её аспекте.
- Вторник: создать на бумаге различные эскизы решений.
- Среда: превратить идеи в проверяемые гипотезы и выбрать ту, которую будете тестировать.
- Четверг: создать реалистичный прототип.
- Пятница: проверить реакцию на прототип на потребителях.
Методику Sprint можно использовать в разных сферах, но как отмечает автор, она особенно эффективна в стартапах. Стартап действует в условиях абсолютной неопределённости, и для него критически важно реально оценить жизнеспособность идеи раньше, чем закончатся деньги.
Основа успешного стартапа, да и любого бизнеса, — отличная идея. Но если посмотреть на историю успехов и провалов различных проектов, можно прийти к выводу, что у бизнесов с одинаковыми идеями разная судьба. Успешные бизнесы отличает хорошее управление. Но управление — это всегда сложно.
Методика Sprint помогает решить эту проблему — она даёт буквально пошаговый план управления бизнес-проектом.
Идея 2. Подготовьтесь к спринту: выберите большое задание и команду
Прежде чем приступить к спринту, нужно уделить некоторое время подготовке. Подготовка к спринту включает: выбор правильного вызова/задачи, выбор правильной команды и правильную организацию пространства.
Правило для всех участников Спринта — во время работы никаких отвлекающих гаджетов.
Первое. Выберите задачу
Главный принцип — чем больше вызов, тем лучше спринт. Для спринта неважно, сколько времени потребует реализация задачи или изготовление продукта — дни, месяцы или даже годы. Спринт нацелен просто на создание реалистичного прототипа, а не продукта. Спринт эффективен в тех случаях, когда от реализации проекта зависит очень многое, когда у вас очень мало времени и когда вы просто застряли и не знаете, что делать дальше.
Определите вашу главную проблему. Какую задачу вы хотите решить при помощи спринта? Как пример, Джейк Напп приводит кофейню Blue Bottle, которая хотела создать интернет-магазин кофейных зёрен. Они сначала не могли определить свою задачу, но через некоторое время пришли к выводу, что она заключается в том, чтобы перенести в онлайн опыт посетителей их уютной кофейни.
Второе. Соберите разнообразную команду
Команды в спринте относительно малочисленные — около семи человек, но не менее пяти. Ключевые люди — Decider — Вершитель, обычно это CEO — тот, кто берет на себя управление, принимает решения и разрешает споры. Facilitator — Координатор — его роль очень важна, так как он следит за тем, чтобы команда не отклонялась от насыщенного расписания. Он направляет команду и подводит промежуточные итоги работы.
Сколько ещё человек должно быть в команде? Опыт и наблюдения убедили Джейка Наппа в том, что пять — это магическое число. Когда в команде больше восьми человек — слишком сложно поддерживать дисциплину и укладываться в расписание.