Реклама:
Иллюстрация Брифли по мотивам оригинальной обложки

Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели

англ. Eric Ries. The Lean Startup · 2011
Краткое содержание книги
Читается за 18 минут, оригинал — 9 ч

Определение стартапа: полная неопреде­ленность

Стартап — предприятие, предлагающее принципиально новый товар или услугу. Ключевое в определении стартапа — новизна, путь в неизведанное и сопряженные с этим риски. В этом смысле стартапом может быть как маленькая, только что созданная фирма, так и филиал огромного давно существующего предприятия.

Существует стереотип «стартапа в гараже». Однако компания в гараже — стартап, если создает небывалый гаджет, и не стартап, если предлагает ремонт машин.

Когда в роли стартапа выступает подразделение существующей компании, его видение и стратегия радикально меняются. Новая или старая компания, копирующая существующий бизнес, не является стартапом.

Необходимость возникновения стартапа и условия его существования — меняющаяся реальность и высокий уровень неопреде­ленности. Если условия рынка не меняются и нет необходимости что-то корректировать в системе, стартапы не возникают.

Основные признаки стартапа — новизна не только производимого продукта, но и способов производства, принципов организации бизнеса, выбора целевой аудитории, распространение информации и т. д.

Продукт стартапа — инновации. Инновации могут быть самыми разными — от научных открытий и развития технологий до новых бизнес-моделей, рынков и целевых аудиторий. Продукт стартапа настолько нов, что многие факторы невозможно просчитать заранее: с какими проблемами столкнется компания при производстве, какие изъяны продукта придется устранять, понравится ли он клиентам, не затмят ли стартап конкуренты.

Особенно трудно создавать нечто поистине революционное в уже существующей компании, поскольку инновации по природе своей революционны, возникают спонтанно и нецентра­ли­зованно, «снизу вверх»: их нельзя ввести приказом руководства.

Не следует впадать в противо­положную крайность и считать, будто стартап неуправляем. Путь стартапа — это путь проб и ошибок, но это осознанные эксперименты и ошибки, на которых учатся, а не смесь гениальных прозрений и сделанных наобум шагов.

Идея бережливого стартапа: производить огромное количество экспериментов, не расходуя лишних ресурсов — денег и времени.

Какими должны быть эксперименты в бережливом стартапе:

  • направленными (что именно мы хотим узнать);
  • дифферен­ци­ро­ванными (выявлять проблемы);
  • иметь точные параметры оценки успеха;
  • сопровождаться готовностью учиться;
  • иметь постоянную обратную связь, чтобы в любой момент попра­вить стратегию.

Минимальный рабочий продукт

Поскольку стартап предлагает нечто невиданное в условиях высокой неопреде­ленности, его руководители заведомо не знают очень многого о своем продукте и о клиентах. Им предстоит учиться на ходу, выясняя, какие элементы процесса и стратегии и какие качества продукта окажутся эффективными, а какие — нет.

Бережливый стартап — строгий метод, который позволяет учиться методом проб и ошибок не хаотично, а оценивая успех по определенным параметрам.

Основная задача бережливого производства — создание ценности. Ценность — это определенные, измеримые преимущества для клиента. Все остальное — затраты.

Научный метод «бережливого стартапа»: система­тически разбивать бизнес-план на элементы и каждый элемент тестировать. Каждый продукт, каждая опция, любой маркетинговый ход является экспериментом, направленным на проверку гипотезы и получение обоснованных знаний.

Две главные гипотезы — гипотеза ценности и гипотеза роста. Гипотеза ценности предполагает, что товар или услуга привлекут клиентов. Гипотеза роста предполагает, как именно и с какой скоростью будет распространяться информация о новом товаре.

В эксперименте используется минимальный рабочий продукт (MVP). Минимальный рабочий продукт — упрощенная версия, позволяющая как можно быстрее и с минимальными затратами запустить цикл «создать — оценить — научиться».

Эта версия еще не имеет множества опций, которые могут понадобиться в дальнейшем, и отвечает не на все вопросы, связанные с характе­ри­стиками продукта. Главное — проверить гипотезы создателей стартапа. Убедиться, что этот продукт интересен клиенту.

Основная ошибка предпри­нимателя: создать продукт и лишь потом проверять реакцию клиентов. Но если продукт окажется ненужным, все траты пойдут прахом.

Даже если продукт окажется успешным, все опции, без которых можно обойтись при тестировании, — напрасная трата не только денег, но и драгоценного времени. Цикл обучения следует сделать как можно короче.

Основной принцип минимального работающего продукта: отказываться от любых идей, которые отсрочивают начало цикла обучения. Все, что можно, упрощайте.

Эксперимент с MVP требует смелости. Многие компании опасаются выпускать не доведенный до совершенства продукт, поскольку боятся:

— юридических проблем, если клиенты предъявят претензии;

Разумеется, следует консуль­ти­роваться с юристами, предупреждать клиентов о том, что они «обкатывают» продукт, позаботиться о его безопасности.

— конкурентов, которые украдут идею и опередят с ее воплощением;

На самом деле «украсть идею» очень трудно, особенно на той стадии, когда вы еще только начали экспери­мен­тировать с ней. Если все ваше преимущество заключается в секретности, лучше и не браться за дело. Подлинное конкурентное преимущество заключается даже не в том, чтобы первым выйти на рынок (хотя это существенно), а в том, чтобы быстрее других проходить циклы обратной связи, совершенствуя продукт.

— испортить репутацию бренда;

Если вы предупредите клиентов о возможных проблемах, то не испортите репутацию, а, напротив, приобретете славу отважного и подрывного стартапа. Крупные компании с известным именем иногда создают для таких целей отдельный филиал.

— подорвать моральный дух сотрудников неудачей.

Концепция бережливого стартапа — сотни и тысячи экспериментов. Если бы все гипотезы были верны и значительная часть экспериментов не приводила к неудачам, зачем проводить эксперименты? Тогда в самом деле был бы предпочтителен традиционный метод — довести товар до совершенства и запустить рекламу.

К эксперименту следует относиться именно как к эксперименту и ценить неудачу как возможность научиться. Важно заранее решить, что неудача не заставит вас отказаться от проекта, но побудит пересмотреть те элементы проекта, которые себя не оправдают. Бережливый стартап — точное сочетание настойчивости и гибкости.

Качество продукта важно ровно настолько, насколько оно важно для клиента. Нельзя пренебрегать дисциплиной и халтурить, тем более — выдавать желаемое за действи­тельное (это и правда нанесет непоправимый ущерб бренду). Следует также устранять дефекты, которые помешают развитию продукта или нарушат цикл обратной связи. Но не нужно стремиться на первом же этапе к совершенству.

Испытание минимального рабочего продукта проводится в первую очередь для того, чтобы уточнить архетип клиента.

Архетип клиента

В основе гипотез о ценности и росте лежит принципиальное допущение: создатель стартапа предполагает, что его продукт будет пользоваться спросом. Такой «прыжок веры» требует большой отваги.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 500 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Оцените пересказ 🙏

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокниги

Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тести­ро­вания идей и выбора бизнес-модели
Аудиокнига. 8 ч 35 мин. Читает Роман Комаристый.
Бесплатный отрывок:
Купить
379 ₽, ЛитРес
Арендовать
190 ₽ на 14 дней, MyBook
Роман Комаристый
8 ч 35 мин
Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тести­ро­вания идей и выбора бизнес-модели (Краткое содер­жание)
Аудиокнига. 27 мин. Читает Дмитрий Евстратов.
Бесплатный отрывок:
Слушать по подписке
Первые 14 дней бесплатно,
затем 549 ₽ в месяц, Storytel
Дмитрий Евстратов
27 мин

Электронная книга

Обложка книги
Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тести­ро­вания идей и выбора бизнес-модели
Наверняка вы не раз слышали такие истории: дерзкие вундеркинды, сидя в университетской общаге, изобретают технологии будущего. Не признавая никаких границ, вооруженные новыми технологиями и полные юношеского энтузиазма, они создают бизнес с нуля. Первые успехи позволяют привлечь средства и вывести на рынок потрясающий продукт. Они берут на работу друзей, собирают команду суперзвезд, и уже ничто не может остановить их...

Читайте также