Перед вами саммари на библию в области организационного дизайна. Если вы менеджер, консультант или интересующийся сотрудник любой организации, эта книга позволит вам понять законы и принципы функционирования организационного мира.
Генри Минцберг буквально «раскладывает все по полочкам» в теме организационных структур. Изучив все разнообразие управленческих теорий в этой сфере, он вывел ряд ключевых параметров любой структуры и законы их взаимодействия.
Организовать работу нескольких человек можно с помощью неформальных указов. Однако для управления организацией из десяти человек уже необходима какая-то структура. Любая организационная структура всегда выполняет две задачи — осуществляет разделение труда и координирует его выполнение. Существует множество различных путей решения этих задач.
Создание структуры похоже на процесс настройки сложного аппарата, в котором изменение одного параметра неизбежно преобразовывает все остальные. Понимание сути этих параметров и их влияния на функционирование организации позволяет прогнозировать, какие структуры будут работать, а какие столкнутся с проблемами.
Любопытно, что автор очень любит цифру пять (Structure in Fives — оригинальное название книги). Частей у организации пять, факторов, воздействующих на структуру, пять, механизмов координации действий тоже пять. В заключительных главах книги автор дает пять основных конфигураций структур и описывает их преимущества и недостатки с точки зрения своей системы знаний.
Книга дает полное теоретическое представление о структурах любых организаций. Владея описанными в ней понятиями, можно сделать анализ и спроектировать структуру организации, заранее владея информацией о ее достоинствах и недостатках, путях развития и оптимизации ее работы.
1.1 Основы организационного дизайна
Любая организация, основанная на совместном труде людей, осуществляет два противоположных процесса:
• разделение труда на отдельные задачи (например, разделение процесса создания пылесоса на несколько отдельных подзадач);
• синхронизация выполнения этих задач (т. е. координация, согласование выполнения разделенных процессов).
Любая структура выполняет эти две фундаментальные функции — разделяет работу и координирует ее выполнение. В соответствии с этим тезисом, структура компании состоит из элементов, любой из которых выполняет одну из этих функций. Совокупность этих элементов и есть структура предприятия.
Подходящая для организации структура определяется характером ее бизнес-процессов (особо — ключевого) и средой, условиями, в которых работает организация. Любую организационную структуру можно представить как набор параметров. Из всего многообразия возможных сочетаний этих параметров на практике существует ограниченное число эффективных вариантов, подходящих для большинства организаций.
1.2 Механизмы координации
Одна из двух фундаментальных функций структуры — координация выполнения задач — осуществляется с помощью механизмов координации. Эти механизмы в общем виде сводятся к пяти основным видам.
1. Взаимное согласование — это простой неформальный процесс синхронизации работы между исполнителями. Буквально — устное согласование действий между исполнителями. Это простейший из механизмов координации, пригодный для групп из 2–3 людей. Однако этот механизм может использоваться и в сложных проектах, например, на ранней стадии, когда в подготовке работы задействованы всего несколько людей.
2. Прямой контроль — это механизм, при котором один человек становится начальником, руководителем, и отвечает за работу группы, определяет задания для исполнителей и следит за их выполнением.
3. Стандартизация рабочих процессов — это спецификация, точное описание содержания процесса. Например, каждый рабочий на конвейерном производстве знает, что и как он должен делать.
4. Стандартизация выпуска — это спецификация результатов труда, либо в количественном, либо в качественном выражении. Такая стандартизация в чистом виде дает понятие о цели работы, оставляя свободу в части исполнения. Например, стандарт качества иллюстрации к книге, которая должна быть получена на выходе процесса иллюстрирования.
5. Стандартизация навыков и знаний — это, по сути, стандартизация рабочей силы, уровня подготовки кадров. Требования к квалификации являются механизмом координации, так как делают деятельность сотрудников предсказуемой. Например, когда хирург и анестезиолог делают стандартную операцию, им почти не надо переговариваться друг с другом, потому что каждый знает, что должен делать другой.
Механизмы координации расположены по пути усложнения: самый первый подходит для самых простых организаций, последние — для крупных и сложных. Однако даже самый простой механизм (неформальная коммуникация) не теряет своей ценности в крупных компаниях. В сложных ситуациях, не предусмотренных стандартом, руководители зачастую находят выход именно путем взаимного согласования. Точно так же простые исполнители за счет неформального общения нивелируют неэластичность стандартов.
1.3 Пять частей организации
Любая организация, за исключением самых простых, состоит из операционного ядра (людей, осуществляющих основную деятельность) и руководителя. Далее, в зависимости от размера, ее структура может разрастаться до пяти частей. Структуру абстрактной крупной компании можно схематично изобразить следующим образом:
1.3.1 Операционное ядро
Это база любой организации. В эту часть входят все, кто непосредственно задействован в производстве продуктов или оказании услуг. Другими словами, это «простые рабочие». Даже маленькая организация имеет операционное ядро.
1.3.2 Стратегический апекс
Стратегический апекс — это высший руководящий состав организации, менеджеры высшего уровня. Это может быть коллегиальный орган либо несколько топ-менеджеров. Сюда же входят люди, непосредственно обслуживающие их работу — различные секретари и ассистенты. Высший менеджмент определяет стратегию организации и обеспечивает выполнение ее миссии.
1.3.3 Срединная линия