Критика чистого разума

нем. Immanuel Kant. Kritik der reinen Vernunft · 1781
Краткое содержание книги
Читается за 40 минут, оригинал — 24 ч

В своем философском труде «Критика чистого разума» автор выстраивает рациональную систему познания, в которой главным действующим лицом является субъект и его познавательные способности, его отношение к миру посредством разума. Фундаментальная работа Канта не только открывает перед читателем специфику и своеобразие мысли немецкой классической философии, но и обобщает достижения предыдущих мыслителей, в частности философов Нового времени.

Об авторе

Иммануил Кант – мыслитель эпохи Просвещения, родоначальник немецкой классической философии, его труды легли в основу академической философии. Изучил взаимодействие опыта и интеллекта, перевернув взгляды своих современников на теорию познания. Автор многочисленных трудов в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики.

Три главные мысли книги

Познание начинается с органов чувств, далее продолжается в рассудке и завершается посредством разума. Если органы чувств дают человеку первичные представления о мире – созерцание, рассудок – правила организации представлений (понятия), то разум руководствуется принципами.

Знания о вещах материального мира носят обусловленный характер, то есть они всегда зависят от опыта. Понятия рассудка и принципов разума основаны на идеях, которые носят безусловный характер, то есть не зависят ни от опыта, ни от чувственных данных. Однако ни суждения, ни понятия, ни идеи не дают нам достоверного представления о мире, поскольку мир в целом представляет непознаваемую «вещь в себе».

Знания о мире могут быть апостериорными, то есть зависящими от опыта, а также априорными – не зависящими от него. Априорными формами чувственности являются суждения; априорными формами рассудка являются категории; априорными формами разума являются идеи, к которым относятся Душа, Мир и Бог.

На кого повлияла книга

Немецкие философы: Г.В.Ф. Гегель, И.-Г. Фихте, Л. Фейербах, К. Маркс.

Представители йенского романтизма: А.-В. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Ф. Шлейермахер.

Неокантианство и его последователи: В. Виндельбанд, С.И. Гессен, Ф.-А. Ланге, П. Наторп, Н. Гартман, В. Татаркевич, Х. Ортега-и-Гассет.

Отечественные ученые и деятели культуры: Н.О. Лосский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Каган, А. Белый, Б.Л. Пастернак.

Влияние на современный ми

Кант стал родоначальником немецкой классической философии, которая является образцом академической философии. Кант рационально обосновал возможности и границы критического мышления, тем самым заложив основу методологии классической западноевропейской науки. Примат научного (философского) познания над всеми другими формами познания был развит в философии неокантианства и его последователями в ХХ веке. Проблематика рациональности культуры и ее связи с человеческим мышлением стала одной из основных в таких философских направлениях ХХ века, как феноменологическая и экзистенциальная философия, аналитическая философия Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

Фундаментальный философский труд Иммануила Канта «Критика чистого разума» – блестящее произведение философии немецкого идеализма, в котором представлено учение о познании. Ко времени написания этого произведения И. Кант был уже известным ученым в области естествознания. Основной задачей философии, в отличие от естествознания, которое было обращено к опытным данным, Кант видел в критике разума и других познавательных способностей человека. Поэтому учение, которое изложено в «Критике чистого разума», сам И. Кант назвал критикой, то есть процедурой установления границ и возможностей разума в познании вещей и явлений окружающего мира. В этом учении И. Кант предстает перед нами как агностик.

«Критика чистого разума» начинается с предисловия, в котором Кант описывает духовную ситуацию своего времени. Она состоит в необходимости самопознания, в определении разумом собственных границ, границ того, что уже достигнуто в области познания мира. Долгое время философия (метафизика) пыталась объяснить этот мир, однако эти объяснения были догматичными, приписывались разуму чем-то извне, а не апеллировали к его собственным законам. Поэтому определение границ разума, опираясь на его собственные законы, станет путем переосмысления, по Канту, всей предыдущей философии. Наука стоит перед необходимостью понять разум сам по себе, как сферу чистого мышления, не прибегая каждый раз к опытным данным или каким-либо внешним догматам.

Для этого, по Канту, необходимо вначале определить и проанализировать область чистых априорных знаний, поскольку именно они, а не опытные (апостериорные) знания служат мерилом философской достоверности познания.

Предваряя собственную критическую философскую систему, Кант останавливается на науках, которые шли по пути познания мира посредством разума. Истоки этого познания, по Канту, лежат в логике Аристотеля, которая представляла собой пропедевтику, то есть предварительное изучение понятий и правил мышления. Логика стала наукой, в которой чистый разум был «предоставлен сам себе», то есть был объектом своего собственного познания. Далее путем исследования чистых, априорных понятий пошла математика. Так, доказательство теоремы о равнобедренном треугольнике древнегреческой мыслью стало дорогой к осмыслению не столько свойств равнобедренного треугольника, сколько принципов разума, согласно которым возможно существование равнобедренного треугольника. Классическое естествознание и опытная физика Галилея позволили осмыслить разум не в качестве орудия для познания природы, а в качестве мощного инструмента, который ставит перед самой природой и самим собой вопросы, позволяющие искать суть природных законов и учиться тому, чего разум не постиг бы без этого.

Метафизика как область умозрительного знания, не обращаясь к опытным данным, в отличие от физики и естествознания, все более и более уводила разум от познания вещей, приводя его и познание мира в состояние застоя. В итоге все попытки метафизики соотнести систему умозрительных понятий с реальным миром оказывались неудачными.

Возможно, пишет Кант, мы придем к большему успеху в познании мира, если будем соотносить предметы окружающего мира с возможностями нашего познания. Если мы попытаемся помыслить о предметах, которые не даны в опыте, но которые мыслятся только разумом, то это и станет критерием достоверности нашего познания, убежден Кант.

Продолжение — на Litres
Оформите подписку на Litres и получите доступ к этому пересказу и ещё миллиону книг.
Подписаться на Litres

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: