Радость жизни . Философия стоицизма для XXI века

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 8 ч
Очень кратко:

О том, как можно применять знания, полученные от древних философов, в современной жизни.

Книга профессора философии Уильяма Б. Ирвина «Гид по хорошей жизни» рассказывает об учении античных философов–стоиков и о том, чем их философия полезна современному человеку.

Автор на собственном опыте убедился, что практика стоицизма повышает удовлетворённость жизнью, делает её наполненной и осмысленной, помогает лучше противостоять невзгодам и правильно относиться к несовершенствам других людей и своим собственным. Стоицизм, по мнению автора, способен стать настоящей личной философией.

Идея 1. Наши проблемы, по сути, мало чем отличаются от проблем людей, живших две тысячи лет назад

Уильям Ирвин отмечает, что чтение трудов стоиков заставляет сделать вывод о том, как мало изменилась психология человека за тысячи лет. Людей занимает все то же — отношения с другими людьми, страх потерь, болезней, бедности, стремление к комфорту, удовлетворение все возрастающих желаний, самореализация.

Стоицизм, который возник в Древней Греции более двух тысяч лет назад, был не просто философским учением о природе вещей, а практической системой. Стоиков занимало не бесплодное теоретизирование, а человеческая психология. То, почему люди страдают, и как сделать так, чтобы они чувствовали себя лучше. Это универсальные вопросы, которые все так же волнуют современных людей, как и тех, кто жил тысячи лет назад. У стоиков были ответы на эти вопросы. И они вполне применимы в жизни современных людей.

Стоицизм развился как учение в 3 веке до н. э. в Древней Греции благодаря Зенону Китийскому, а затем ещё большее развитие получил в Древнем Риме, где его практиковали Сенека, Гай Музоний Руф, Эпиктет и Римский император Марк Аврелий.

В массовом сознании существует представление о стоике как о достаточно черством, безэмоциональном человеке, аскете, равнодушном к радостям жизни или даже отвергающим их. Это лишь стереотип. Учение стоиков было лишено такого рода крайностей. Стоики не призывали отказываться от радостей жизни, напротив, человек, практикующий стоицизм, вполне мог наслаждаться комфортом и хорошими вещами. Но при этом не становиться их рабом — не привязываться и в случае необходимости отказаться от них без сожаления. Поэтому быть стоиком не значит жить без удовольствия и радости, быть стоиком — значит быть внутренне готовым принять любую судьбу.

Идея 2. У стоиков были две главные цели — достигнуть добродетели и спокойствия

В отличие от греческих, римские стоики не разделяли добродетель и спокойствие, для них эти две цели представляли собой одну. Спокойствие они считали неотъемлемым качеством добродетельного человека.Для современного человека эти цели, скорее всего, прозвучат не очень впечатляюще. Тем не менее, стоит разобраться, что понимали стоики под добродетелью и спокойствием.

Быть добродетельным в понимании стоиков означало жить в согласии со своей природой и со своим предназначением. В чем видели предназначение человека стоики? Они указывали, что человек — единственное существо, наделённое разумом. Быть разумным — вот предназначение человека. Цель жизни человека — стремиться к мудрости. Мудрость же, с точки зрения стоиков, — это свобода от суеты. Но стоики понимали, что никто не может быть идеально мудрым, поэтому мудрость они считали скорее ориентиром, чем достижимой целью.

Второй не менее важный аспект учения стоиков — достижение спокойствия. Но спокойствие в их понимании — это не пассивность, безинициативность и не то, за что современные обеспеченные женщины платят в спа-салонах. Стоическое спокойствие — это не расслабленность, а психологическое состояние, в котором нет негативных эмоций, таких как гнев, печаль, беспокойство, но есть положительные эмоции, такие как радость и удовлетворённость.

Спокойствие не делало стоиков покорными судьбе. Напротив, пассивность противоречила их убеждениям. Они были активными участниками исторических событий, за что часто навлекали на себя гнев могущественных врагов, и многие стоики провели значительную часть жизни в ссылке.

Идея 3. Чтобы стать счастливее, направьте внимание не на то, чего вам не хватает, а на то, что у вас уже есть

Что происходит, когда вы достигаете того, к чему сильно стремились? Например, покупаете новый более просторный дом или получаете повышение по должности? Как долго вы чувствуете себя счастливым? А что происходит потом?

Положительные эмоции утихают, и вы вновь начинаете желать большего — ещё больший дом, ещё более высокую должность. Удовлетворение не длится долго, и то, чего мы некогда страстно желали достичь, мы начинаем воспринимать как само собой разумеющееся.

Психологи Шейн Фредерик и Джордж Ловенстайн назвали этот феномен «гедонистической адаптацией». Они изучали победителей лотерей и пришли к интересным выводам. Казалось бы, человек, выигравший в лотерею очень крупную сумму денег, должен постоянно наслаждаться жизнью. Но как показали исследования, после недолгого периода эйфории «счастливчики» возвращались в своё привычное состояние и ощущали себя точно так же, как и до выигрыша.

Феномен гедонистической адаптации проявляется так же и в романтических отношениях. Когда человек начинает новые отношения, он чувствует себя на пике счастья, но затем привыкает к партнёру, считая его присутствие само собой разумеющимся. Отношения остывают, и человек начинает желать встретить кого-то более интересного.

То, что люди склонны к «гедонистической адаптации», очень выгодно маркетологам. Смартфон, который вы купили полгода назад, не вызывает никакой радости, ведь только что вышла новая модель. И конечно, новинка улучшит ваше настроение. Но сколько это будет длиться? Через какое-то время все повторится — новый смартфон перестанет быть новым и желанным, но само ваше желание не утихнет. Проблема в том, что человек ошибочно полагает, что удовлетворение этого желания сделает его счастливым.

Стоики считали, что человеку необходимо остановить этот процесс, «развернуть» гедонистическую адаптацию обратно. Каким образом? Ответ стоиков поражает своей элегантной простотой — нам нужно захотеть то, чем мы уже обладаем. Для этого они практиковали негативную визуализацию.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Радость жизни. Фило­со­фия сто­и­цизма для XXI века
Аудиокнига. 7 ч 36 мин. Читает Андрей Курилов.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Андрей Курилов
7 ч 36 мин