Стоическое испытание

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 4,5 ч
Очень кратко:

О том, как применять философию стоиков для преодоления современных жизненных испытаний.

Представьте, что вы приготовились к долгожданному путешествию: собрали вещи, вовремя приехали в аэропорт, прошли все процедуры, зашли в самолет и пристегнули ремни. Но вдруг бортпроводник обращается к вам и другим пассажирам с объявлением о неожиданно возникших неполадках и просит всех вернуться в зал ожидания. Проходит еще несколько часов, а затем вам говорят, что в самолете неисправность и ваш рейс переносится на следующий день. В такой ситуации вполне логично начать жаловаться на судьбу, возмущаться и терять самообладание, и большинство людей именно это и делают. Но, реагируя на трудности и нарушения планов жалобами, раздражением и гневом, они несут слишком высокие эмоциональные издержки — портят себе и другим настроение, совершают необдуманные поступки и просто ведут себя глупо. Это типичная реакция в ответ на неудачу, но не единственно возможная.

Когда автор книги, Уильям Ирвин, оказался в ситуации, подобной описанной, он заменил естественно возникшее желание жаловаться и возмущаться на восприятие неудачи как испытания, своего рода теста, подготовленного для него «стоическими богами». Благодаря этому он сумел сохранить спокойствие и использовать освободившееся время с пользой для себя. То, что для другого человека оказалось неприятной неожиданностью, для него стало возможностью проверить себя на стрессоустойчивость.

Эту стратегию успокоения ума и превращения проблем в возможности использовали стоики — последователи философского учения, возникшего примерно в 300 г. до н. э. в Древней Греции. Практически все, что мы знаем о стоицизме, связано с его поздним, римским периодом, наиболее известными представителями которого были император Марк Аврелий, Эпиктет и Сенека.

Стоики не пытались стать безэмоциональными. Они учили минимизировать воздействие разрушительных негативных эмоций, таких как гнев, разочарование, зависть, отчаяние, но ничего не имели против положительных: радости, восторга, благодарности. Поэтому неправильно представлять их как хмурых и чрезмерно серьезных аскетов. Вместо того чтобы погружаться в тоску и гнев из-за трудностей, они стремились рассматривать неудачи как испытания для стойкости и изобретательности. Стоик — это не просто тот, кто спокойно переносит страдания, стоик — это тот, кто не превращает трудности в страдания. Когда мы воспринимаем трудность как испытание или вызов, то сдерживаем в узде раздражение и возмущение, не поддаемся гневу и повышаем шансы найти обходные пути для решения проблемы.

Уильям Ирвин называет свою книгу упражнением в стоицизме двадцать первого века. В ней он объединяет древние стоические практики для преодоления трудностей с открытиями современных психологов и своим личным опытом. Он против чисто академического понимания философии стоиков как запечатанной реликвии, на которую можно смотреть, но к которой нельзя прикасаться. Стоицизм может предложить удивительно действенные психологические техники и современному человеку.

Идея 1. Мы не осознаем, что чаще всего сами являемся основной причиной своих неудач

Жизнь полна неопределенности. Вчера все было хорошо, вы планировали отличные выходные, а сегодня вы подхватываете простуду и выходите из строя. Все ваши планы идут насмарку. Могут быть и гораздо более серьезные неприятности — сокращения, тяжелые болезни, несчастные случаи, потери близких.

Источником неприятности может быть что угодно — природные явления, нелепые случайности и (очень часто) действия других людей. Иногда люди мешают вам по чистой случайности, а иногда действия их целенаправленны. Так, родитель может лишить ребенка сладкого за плохое поведение, что для ребенка станет неприятностью. Действия могут быть и злонамеренными — кто-то может украсть у вас ценную вещь, причинить вред из зависти. Стоит признать и то, что мы сами можем стать источником неприятностей для других людей. Мы не идеальны, можем раздражать или вести себя глупо и грубо.

Но мы являемся источником неприятностей не только для других. Если бы вам нужно было составить список людей, которые доставляют вам неприятности, на первое место, по мнению автора, вы должны были бы поставить себя. Если честно и беспристрастно проанализировать все случившиеся с вами неприятности, наверняка придётся признать, что большинство из них лежат на вашей совести: мы опаздываем, плохо готовимся, плохо работаем, плохо выполняем семейные обязанности, мы ленивы, невнимательны и поверхностны, не планируем, не занимаемся тем, что нужно.

Другой неочевидный вывод насчет неприятностей состоит в том, что они — это обратная сторона наших желаний. Восприятие события как неприятности зависит от желаний человека. Так, для большинства людей простуда — лишь мелкая неприятность, но для спортсмена накануне соревнований это очень большая проблема. У тех, у кого необычные желания, будут и необычные трудности. Чем больше вы строите планов, тем вероятнее, что какие-то из них будут нарушены.

Мы можем снизить количество неприятностей, изучая, как работает мир, но полностью избавиться от них мы не можем. Поэтому стоит сосредоточить свои усилия не на том, чтобы прожить жизнь, свободную от неприятностей, а научиться минимизировать вред, который они приносят, — это то, что находится в нашей власти. Для этого нужна стратегия, которая поможет совладать с эмоциональной реакцией, автоматически следующей за триггером-неприятностью.

Стоит различать само событие, которое мы воспринимаем как неприятность, и эмоциональную реакцию на него. В результате неприятности вы можете понести физические издержки — потерять деньги или получить травму. Это вред, причиненный непосредственно событием. Кроме него, вы несете психологические, эмоциональные издержки — это ваш гнев по поводу ситуации, раздражение, беспокойство. И очень часто эмоциональный вред от неприятностей превышает физический. Мы не можем исключить физический вред, но справиться с эмоциональным вполне в нашей власти. Этому и учили стоики.

Чтобы начать по-новому воспринимать неприятности, понаблюдайте за их воздействием на вас. Заведите дневник и записывайте, какие неприятности с вами происходят, кто или что является их источником, каковы их значение и ваш ответ на них.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Путь сто­ика. Сохра­нить спо­койствие, твер­дость харак­тера и бла­го­ра­зу­мие перед лицом испы­та­ний
Аудиокнига. 4 ч 59 мин. Читает Юрий Красиков.
Бесплатный отрывок:
Купить
539 ₽, ЛитРес
Юрий Красиков
4 ч 59 мин