О кризисах и возможностях, которые ожидают человечество в постпандемичном мире.
Многие крупные компании, особенно технологические, развивались и богатели, многие мелкие разорялись. Удаленный режим может сильно изменить систему образования. Политика и культура могут стать совсем другими — коронавирус подорвал и капиталистическую систему, что в ближайшем будущем скажется на политике разных стран.
Пандемия может быть не только разрушителем, но и ускорителем самых разных процессов. Первым делом она подтолкнет динамику, уже существующую в обществе. Кроме того, любой кризис таит в себе возможности. Их еще предстоит открыть и мудро ими воспользоваться, несмотря на многие негативные тенденции, ускоряемые коронавирусом.
Многие компании годами проектировали оборудование и создавали программы для виртуальных встреч, чтобы люди во всем мире могли стать ближе друг к другу, например в бизнес-среде или в университетах. Эти новшества приживались очень медленно, хотя коммуникационные компании пытались их пропагандировать с помощью рекламных роликов: врачи, консультирующие онлайн пациентов со всей страны, виртуальные семейные обеды, преподаватели со студентами со всех концов света. Но дело почти не двигалось. Но за месяц пандемии жизнь стала удаленной, встречи — виртуальными, а потребность в оборудовании и программах для удаленных встреч стала огромной. Еще один пример — внезапно огромную популярность обрел велосипед, позволяющий избегать общественного транспорта в городе.
Усилились и негативные тенденции. Еще до пандемии экономисты предупреждали об углубляющемся экономическом неравенстве. Но с приходом коронавируса за первые три месяца рецессии в США на 13% сократились рабочие места, что почти втрое больше, чем за два года рецессии, вызванной кризисом 2008 года. В половине американских семей по меньшей мере 1 человек потерял работу или ему урезали зарплату. Больше всего пострадали те, чей доход и без того был низким.
Кризис таит в себе и возможности. Не за горами повсеместное внедрение телемедицины, которая останется и после ухода коронавируса; дистанционное обучение может вызвать революцию в получении высшего образования, снижая его стоимость и увеличивая приток студентов; распространение продуктов через доставку дает возможности более эффективного их распределения. Кроме того, пандемия заставила вспомнить о человеческой общности и сотрудничестве. Какое будущее мы выберем, когда пандемия закончится, зависит только от нас.
Идея 1. Коронавирус особенно сильно ударил по одним сферам и благоприятствовал другим
Основные рыночные индексы после кратковременного спада в разгар пандемии продолжают расти. Однако это не значит, что в экономике США (а Галлоуэй анализирует именно ее) все благополучно. Этот рост происходит за счет прибылей небольшого количества крупных фирм, особенно технологических компаний. «Середнячки» упали на 10%, а предприятия с малой капитализацией — на 15%. По мнению автора, происходит естественный отбор, где выживает сильнейший. Особенно пострадала туристическая сфера (бронирование отелей, развлечения, круизы, авиалинии, казино, отели и курорты на грани банкротства).
Сильные компании с хорошим долговым обеспечением и высоко оцененными акциями имеют возможность приобретать активы проблемных конкурентов. Инвесторы предпочитают вкладывать в фирмы, у которых есть видение будущего лет на 10 вперед, так что сегодня стоимость Tesla превышает стоимость Volkswagen, Daimler и Honda всех вместе, хотя она производит намного меньше автомобилей, чем они. В середине 2020 года стоимость Tesla выросла почти на 250%, а стоимость General Motors упала на 31%.
Некоторым компаниям оказывается государственная поддержка. Очень тяжело пришлось авиакомпаниям: если раньше были повсеместно распространены деловые командировки, то сегодня все переходят на удаленную работу. Небольшие авиакомпании и иностранные перевозчики вроде Virgin Atlantic объявляют о своем банкротстве. Но у крупных авиаперевозчиков есть влиятельное лобби в Конгрессе. На сегодняшний день им выделили 25 млрд долларов, чтобы поддерживать на плаву, и будут выделять еще.
Сектор, в котором действует компания, играет большую роль: технологические фирмы преуспевают, транспорт и здравоохранение держатся на плаву, рестораны и гостиницы выживают. Внутри каждого сектора имеют значение бренд, менеджмент и баланс.
Компании, которая считает бренд своим самым сильным активом, нужно подумать о том, стоит ли его поддерживать, если его нельзя монетизировать. Вместо того чтобы пускать все ресурсы на его поддержку, стоит подумать, как позаботиться о сотрудниках и клиентах фирмы наилучшим образом в этот тяжелый период.
Для небольших компаний очень важно максимально сократить расходы. Даже открытие вакцины не вернет мир к прежнему состоянию. С дефицитом доходов столкнутся все. Те, кто не могут рассчитывать на щедрость инвесторов, господдержку или запасы на черный день, должны хорошенько затянуть пояса.
Не нужно бояться продавать с уценкой: вскоре этот товар может стоить вообще полцены. Затягивание решительных мер только усугубит положение. Сократите расходы везде, где можете. Попросите скидку у арендодателя или временное приостановление арендной платы. Урежьте зарплату, начав с себя и тех, у кого она самая высокая. В качестве компенсации предложите продленный отпуск. Однако если человек увольняется или вы вынуждены его уволить, выходное пособие должно быть щедрым.
Мир после коронавируса будет почти бесконтактным. Деловые поездки, обеды и гольф уйдут в прошлое, их сменят электронная почта, телефон и видеосвязь. Сотрудникам в качестве бонуса можно предлагать не членство в фитнес-центре, а компенсацию расходов на содержание домашних животных. Работа из дома может стать для сотрудников преимуществом, когда они к ней привыкнут.
В новых условиях нужно полностью переосмыслить прежние бизнес-модели. Если бизнес связан с ресторанами, нужно ориентироваться на еду на вынос и по-другому оборудовать пространство для клиентов. Книжным магазинам нужно уйти в Интернет и предлагать гибкие условия, красивую упаковку, небольшие подарки и т. п. Сделайте удобный и понятный сайт, чтобы покупателям было удобно выбирать ваш товар, предлагайте системы скидок.Самые большие возможности таятся там, где пандемия ускоряет изменения.