Испанка . История самой смертоносной пандемии

2004
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 20 ч
Очень кратко:

О самой смертоносной пандемии в истории человечества.

Джон Барри рассказывает о пандемии испанского гриппа, который появился в 1918 году и угас в 1920-м. За два года, по разным подсчетам, пандемия унесла жизни от 50 до 100 миллионов человек по всему миру, до 10% населения Земли.

Обычно грипп представляет наибольшую опасность для пожилых людей и младенцев, здоровых и молодых он не убивает. Но с испанским гриппом все было не так. Большинство его жертв — молодые мужчины и женщины 20–30 лет. Другая особенность «испанки» — скорость, с которой она убивала. Человек мог заболеть утром, а умереть уже к вечеру. За год от этого смертоносного гриппа погибло больше людей, чем от Черной смерти за 100 лет.

Смертоносную пандемию сопровождали хаос и опустошение, отчаяние и смерть. Но ее история неотделима от истории ученых, которые в этих условиях искали ответы о причинах болезни и способы борьбы с ней. Сила природы и сила человеческого разума противостояли друг другу. Разрабатывались вакцины и антитоксины, появились новые методы борьбы с вирусами, которые используются до сих пор. Так что книга — не только история эпидемии, но и история медицины, и тех ученых-эпидемиологов, которые продвинули ее далеко вперед. Некоторые из них предполагали, что во время войны может разразиться эпидемия, и готовились к этому заранее, хотя и не могли знать, с каким ужасным врагом им предстоит столкнуться.

Идея 1. К началу ХХ века американская медицина сильно отставала от европейской

К началу XIX века естественные науки развивались стремительными темпами. Химия, физика, математика, биология приносили открытие за открытием. Но медицинские практики в большинстве своем оставались практически такими же, как при Гиппократе и Галене.

Но постепенно изменения коснулись и медицины. В Париже открылась клиническая школа, где проводилось вскрытие и изучались ткани, Рене Леннек изобрел стетоскоп, в медицине стали применяться методы других наук, в частности математические. Они применялись французскими клиницистами при измерении кровяного давления, температуры, пульса. Французский врач и патолог Пьер Луи впервые начал формировать базы данных лечения болезней — какие средства и как применялись, как действовали, каков результат и т. д. Вместе с коллегами он регулярно проводил аутопсии, чтобы понять, как болезнь влияет на тот или иной орган и как выглядит больной орган в сравнении со здоровым.

Английский врач Джон Сноу в середине XIX века начал применять математику как эпидемиолог, исследуя, сколько человек и где заболело, чтобы выяснить источник холеры — загрязненный лондонский колодец. Открытия в физике помогли исследователям в наблюдении над электрическими импульсами, которые проходили через нервные волокна. Физика помогла создать новые ахроматические линзы в микроскопе, позволяющие наблюдать за мельчайшими микроорганизмами. Рудольф Вирхов в Германии исследовал клеточные патологии, в соответствии с идеей, что болезнь развивается на уровне клетки.В то же время к концу XIX века накопленных знаний было достаточно, чтобы понять, что старые методы для лечения устарели, но недостаточно для создания новых методов. На этом фоне стали возникать лженаучные теории сектантского толка, особенно в США.

Сэмюэл Томпсон, сторонник альтернативной медицины и основатель томпсонианской системы, считал, что медицина настолько проста, что любой желающий может действовать как врач, особенно если лечиться единственно правильным образом — с помощью трав.

Американская медицина почти избежала влияния европейской. К началу Гражданской войны она только-только начала развиваться, в частности в области анестезии и хирургии. Но методы лечения инфекционных заболеваний оставались во многом пещерными. При воспалениях ставились горчичники, добавляющие страданий и вызывающие волдыри. Внутрь охотно назначались мышьяк, ртуть и другие яды. Термометрами и стетоскопами практически не пользовались, а боль от ран облегчали порошками опиатов, которые сыпали прямо в рану. После Гражданской войны родились такие направления, как хиропрактика и христианская наука, привлекающие своей простотой, но не приносящие особой пользы. Все обстояло прекрасно с физикой, химией, инженерным делом — но медицина до поры до времени была незаслуженно забытой областью.

В США были медицинские школы, но ни в одной из них не проводились вскрытия, осмотры живых пациентов, не было никаких стандартов приема. Любой желающий мог за плату, проучившись несколько месяцев, получить диплом врача. Чтобы действительно чему-то научиться, желающие стать медиками отправлялись в Европу. Но все изменилось с появлением Госпиталя Джонса Хопкинса.

Квакер Джонс Хопкинс, американский предприниматель и филантроп, сколотивший крупное состояние, завещал на часть своих капиталов основать Госпиталь — больницу, где прием и лечение больных совмещались бы с преподаванием лечебного дела и научными исследованиями в области медицины. Совет попечителей, куда вошли другие квакеры, подошел к делу очень серьезно. Его члены решили создать настоящий медицинский университет, которого еще не было в Америке, наподобие немецких университетов, центров науки и образования. Для работы были наняты лучшие ученые и преподаватели. Госпиталь и университет открылись в конце XIX века, но уже к началу Первой мировой войны благодаря им американская медицина практически догнала европейскую, особенно в области лечения пневмонии. Эти знания очень пригодятся, когда разразится пандемия 1918 года.

Идея 2. Первая вспышка гриппа могла бы не выйти за пределы места появления, если бы не война

В начале 1918 года в округе Хаскелл, штат Канзас, появился новый вирус гриппа. Оттуда он продвинулся через весь штат к военной базе, а уже с базы попал в Европу. Он перекинулся с Северной Америки на Южную, затем в Азию, Африку и Океанию и вскоре охватил весь мир. Первым его заметил доктор Лоринг Майнер.

Широко образованный человек, он возглавлял в Хаскелле демократическую партию, был и коронером и санитарным врачом, хозяином аптеки и бакалейной лавки. Свое медицинское образование он получил до появления микробной теории болезней, но он изучил и оценил ее самостоятельно. Он старался не отставать от современных медицинских подходов, сделал в кабинете лабораторию, где использовал новые антитоксины для лечения дизентерии и столбняка. Он добирался к больным за сотни километров, любым транспортом, от повозки до автомобиля.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: