Метод PARA . Упрощайте, организуйте и управляйте своей цифровой жизнью

Краткое содержание книги
Читается за 20 минут

Делаем PARA частью своей жизни

Препятствия для продуктивности

Писк уведомлений уже стал привычным фоном жизни. Десятки папок на рабочем столе компьютера переполнены заметками, выписками, изображениями, и одно важнее другого. Десятки ссылок оставлены в закладках — там, несомненно, было что‑то интересное, но даже на выходных не находится времени, чтобы их открыть.

Звучит ужасно. И… слишком знакомо многим из нас.

Мы подключены ко множеству источников информации и с удовольствием черпаем из этих бездонных колодцев. А потом не знаем, что делать с добычей, разложенной по разным папкам. И вот уже не мы управляем информацией, а информация управляет нами.

Так возникает два самых серьезных препятствия для продуктивной жизни:

  • Нам кажется, что дела и заботы никогда не закончатся.
  • Мы перестаем понимать, чего хотим достичь, какие цели перед собой ставим.

Как вернуть власть над информацией? С помощью метода PARA. Тьяго Форте уже упоминал о нем в своем предыдущем бестселлере об организации цифровой жизни, но метод настолько важен, что теперь ему посвящена целая книга.


Что такое PARA

Кликая по ссылкам, общаясь с близкими и коллегами, мы фокусируемся на том, о чем нам сообщают. Нас интересуют темы, поводы. Однако для того, чтобы привести в порядок свою цифровую жизнь, тематический принцип не подходит.

Жизнью управляют цели, которые мы ставим перед собой. Цели предполагают определенные результаты.

Именно этот принцип лежит в основе PARA: вы смотрите на поступающую информацию сквозь призму своих установок, целей, действий.

И тогда оказывается, что абсолютно вся информация, которая попадает к вам, относится к одной из четырех категорий. Всего четырех!

  • Projects (проекты). Это то, чем вы заняты прямо сейчас: неважно, речь о домашних или рабочих делах. Написать квартальный отчет к среде. Купить в следующем месяце новый смартфон, а для этого изучить ассортимент. Продумать ремонт спальни. Такие дела укладываются в конкретные сроки, имеют начало и конец. Их результат нагляден и измерим.
  • Areas (области). Это сферы жизни, важные в долгосрочной перспективе: финансы, здоровье, должностные обязанности. Тут нет конкретных результатов к определенному сроку, но есть ваши персональные стандарты. Это контекст, в котором вы живете. Все проекты вписаны в области жизни. Скажем, подготовка к мартовскому марафону — проект, который вписан в более широкую область «здоровый образ жизни».
  • Resources (ресурсы). Это то, что вам интересно, любопытно, что мотивирует и дает энергию. Скажем, вы менеджер по найму, но на досуге интересуетесь фотографией. Этому интересу место в «Ресурсах».
  • Archives (архивы). Сюда входит все, что утратило актуальность, но может пригодиться когда‑­нибудь. Завершенные проекты. Отложенные замыслы. Увлечения, к которым охладел.


PARA за три шага

Чтобы начать новую жизнь, нужно сначала разобраться со старой. И чем быстрее, тем лучше.

1. Откройте папку «Документы» в компьютере, выделите все файлы и папки (да-да, абсолютно все!) и переместите их в новую папку «Архив (Сегодняшняя дата)». Поместите эту папку в другую папку под названием «Архивы». Готово! Начинаем цифровую жизнь с чистого листа.

2. Создайте папку «Проекты». Создайте в ней папки по числу нынешних проектов. Каждая папка именуется названием конкретного проекта. Можете сразу поместить в некоторые из них актуальные материалы по темам проекта, однако не стремитесь сразу заполнить их все.

3. Папки для областей и ресурсов создавайте по мере необходимости. Не стоит создавать папки, которые останутся пустыми. Папка создается в тот момент, когда вам есть что туда положить.


Как работать с проектами

С проектами стоит разобраться в первую очередь. Они — суть вашей нынешней жизни, они управляют вашей энергией.

  • Дайте себе пять минут, чтобы подумать о том, что вас сейчас волнует, что требует внимания и сил, что важно в ближайшей перспективе. Составьте список всех этих забот. Список проектов готов.
  • Определите цель для каждого проекта. Например, проект «Разработка рекламной кампании для нового продукта», а цель — «На проект выделен бюджет».
  • Определите крайний срок для каждого проекта, даже если пока представляете дату неточно.
  • Расставьте приоритеты: каким проектам из списка нужно уделить первоочередное внимание уже на следующей неделе, а какие пока подождут в конце списка.
  • Перечитайте список. Сразу видно, что оказалось действительно важным, какие проекты можно сократить, делегировать, отложить. Появляется чувство перспективы.


Как не путать области и ресурсы

Граница между областями и ресурсами иногда кажется прозрачной. Скажем, куда определить папку под названием «Новейшие данные по веганской диете»? Очень просто:

  • если эта тема относится к сфере вашей компетенции (скажем, вы врач-диетолог), то ей место в папке «Области»;
  • если же вы далеки от медицины, но тема диет вам небезынтересна, то поместите ее в папку «Ресурсы».

Впрочем, «интерес» — слишком размытое понятие. Перед тем как поместить материал в «Ресурсы», спрашивайте себя не «Интересно ли это мне?», а «Полезно ли это мне?». Так вы убережетесь от инфоперегрузки.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: