Делаем PARA частью своей жизни
Препятствия для продуктивности
Писк уведомлений уже стал привычным фоном жизни. Десятки папок на рабочем столе компьютера переполнены заметками, выписками, изображениями, и одно важнее другого. Десятки ссылок оставлены в закладках — там, несомненно, было что‑то интересное, но даже на выходных не находится времени, чтобы их открыть.
Звучит ужасно. И… слишком знакомо многим из нас.
Мы подключены ко множеству источников информации и с удовольствием черпаем из этих бездонных колодцев. А потом не знаем, что делать с добычей, разложенной по разным папкам. И вот уже не мы управляем информацией, а информация управляет нами.
Так возникает два самых серьезных препятствия для продуктивной жизни:
- Нам кажется, что дела и заботы никогда не закончатся.
- Мы перестаем понимать, чего хотим достичь, какие цели перед собой ставим.
Как вернуть власть над информацией? С помощью метода PARA. Тьяго Форте уже упоминал о нем в своем предыдущем бестселлере об организации цифровой жизни, но метод настолько важен, что теперь ему посвящена целая книга.
Что такое PARA
Кликая по ссылкам, общаясь с близкими и коллегами, мы фокусируемся на том, о чем нам сообщают. Нас интересуют темы, поводы. Однако для того, чтобы привести в порядок свою цифровую жизнь, тематический принцип не подходит.
Жизнью управляют цели, которые мы ставим перед собой. Цели предполагают определенные результаты.
Именно этот принцип лежит в основе PARA: вы смотрите на поступающую информацию сквозь призму своих установок, целей, действий.
И тогда оказывается, что абсолютно вся информация, которая попадает к вам, относится к одной из четырех категорий. Всего четырех!
- Projects (проекты). Это то, чем вы заняты прямо сейчас: неважно, речь о домашних или рабочих делах. Написать квартальный отчет к среде. Купить в следующем месяце новый смартфон, а для этого изучить ассортимент. Продумать ремонт спальни. Такие дела укладываются в конкретные сроки, имеют начало и конец. Их результат нагляден и измерим.
- Areas (области). Это сферы жизни, важные в долгосрочной перспективе: финансы, здоровье, должностные обязанности. Тут нет конкретных результатов к определенному сроку, но есть ваши персональные стандарты. Это контекст, в котором вы живете. Все проекты вписаны в области жизни. Скажем, подготовка к мартовскому марафону — проект, который вписан в более широкую область «здоровый образ жизни».
- Resources (ресурсы). Это то, что вам интересно, любопытно, что мотивирует и дает энергию. Скажем, вы менеджер по найму, но на досуге интересуетесь фотографией. Этому интересу место в «Ресурсах».
- Archives (архивы). Сюда входит все, что утратило актуальность, но может пригодиться когда‑нибудь. Завершенные проекты. Отложенные замыслы. Увлечения, к которым охладел.
PARA за три шага
Чтобы начать новую жизнь, нужно сначала разобраться со старой. И чем быстрее, тем лучше.
1. Откройте папку «Документы» в компьютере, выделите все файлы и папки (да-да, абсолютно все!) и переместите их в новую папку «Архив (Сегодняшняя дата)». Поместите эту папку в другую папку под названием «Архивы». Готово! Начинаем цифровую жизнь с чистого листа.
2. Создайте папку «Проекты». Создайте в ней папки по числу нынешних проектов. Каждая папка именуется названием конкретного проекта. Можете сразу поместить в некоторые из них актуальные материалы по темам проекта, однако не стремитесь сразу заполнить их все.
3. Папки для областей и ресурсов создавайте по мере необходимости. Не стоит создавать папки, которые останутся пустыми. Папка создается в тот момент, когда вам есть что туда положить.
Как работать с проектами
С проектами стоит разобраться в первую очередь. Они — суть вашей нынешней жизни, они управляют вашей энергией.
- Дайте себе пять минут, чтобы подумать о том, что вас сейчас волнует, что требует внимания и сил, что важно в ближайшей перспективе. Составьте список всех этих забот. Список проектов готов.
- Определите цель для каждого проекта. Например, проект «Разработка рекламной кампании для нового продукта», а цель — «На проект выделен бюджет».
- Определите крайний срок для каждого проекта, даже если пока представляете дату неточно.
- Расставьте приоритеты: каким проектам из списка нужно уделить первоочередное внимание уже на следующей неделе, а какие пока подождут в конце списка.
- Перечитайте список. Сразу видно, что оказалось действительно важным, какие проекты можно сократить, делегировать, отложить. Появляется чувство перспективы.
Как не путать области и ресурсы
Граница между областями и ресурсами иногда кажется прозрачной. Скажем, куда определить папку под названием «Новейшие данные по веганской диете»? Очень просто:
- если эта тема относится к сфере вашей компетенции (скажем, вы врач-диетолог), то ей место в папке «Области»;
- если же вы далеки от медицины, но тема диет вам небезынтересна, то поместите ее в папку «Ресурсы».
Впрочем, «интерес» — слишком размытое понятие. Перед тем как поместить материал в «Ресурсы», спрашивайте себя не «Интересно ли это мне?», а «Полезно ли это мне?». Так вы убережетесь от инфоперегрузки.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.