Государство и мы

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут

Энциклопедия Российской империи

Дени Дидро — французский философ, запрещенный на родине и почитавшийся при дворе русской императрицы. Прослыл вольнодумцем и мечтателем. Именно так о нем отзывалась Екатерина II.

В 1773 году императрица пригласила философа в Россию для консультаций по вопросам управления государством и народом. Выкупила его энциклопедическую библиотеку и назначила ему жалование. Почти полгода Дидро и Екатерина II регулярно обсуждали дела в российской политике, судьбы государства и русского народа.

Хочется верить, что беседы между философом и императрицей не прошли даром — ни для Дидро, ни для России. Хотя Екатерина и сомневалась в применимости его взглядов и некоторые из них считала достаточно утопическими.

Что вынес из этой дружбы лично философ, а какие из его идей повлияли на будущее России? Насколько похоже современное российское государство на проект переустройства и реформирования страны, который предложил почти 250 лет назад Дени Дидро?

Ответы — в его письмах, заметках, эссе и рассказах. Все они сегодня составляют своеобразную энциклопедию нашей страны времен самой прогрессивной императрицы в истории Российской империи. Это важный взгляд со стороны, которого порой так не хватает современным чиновникам и правителям.

Наши взгляды

О нетерпимости, героизме, талантах и цензуре

Человеку свойственна способность идти на риск, вопреки страху и угрозе лишения жизни, считал Дидро. А наказание смертью любой поступок делает героическим. Особенно если такой поступок является политическим актом и совершается вопреки воле государя или религиозной цензуре.

Именно нетерпимость государя или церкви даже к самым мелким деяниям граждан придает им важность. Каковы еще последствия такой нетерпимости?

  • Возрастает число доносов, обвинений и ненависти среди подданных.
  • Государственные должности получают лояльные, а не талантливые люди.
  • Ограничивается доступ к знаниям и множатся предрассудки.
  • Распространяется ложь и случаи кровопролития.
  • Гибнут или изгоняются из государства талантливые люди.

Таланты расцветают на пути к свободе и терпимости. В образованном обществе чиновник не смеет делать глупости, которые приходят ему на ум. Поэтому министры борются с просвещением и пытаются овладеть умами граждан.

Запрещаются книги, а когда люди перестают читать — они перестают мыслить. Наступает огрубление нации и вырождение языка. Дидро был уверен, что именно язык — показатель состояния умов граждан.

«Если бы я воскрес через сто лет, то для того чтобы узнать, что сталось с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы», — писал Дени Дидро.

Одаренный человек ищет богатства или славы. Если гонится за богатством — примыкает к угнетающей стороне. Для гражданского общества он потерян. Если хочет славы — становится на сторону преследуемых.


Бог — прекрасная химера

Дидро с уважением относился к «прекрасной химере» — так он называл религию. Но больше внимания уделял ее опасностям.

Люди представляют Бога как субъекта, способного гневаться и умиротворять. Такому Богу нужен культ, который требует жрецов и обязанностей по отношению к некоему невидимому существу. Это существо берет от людей столько голов, сколько они способны ему дать, и никогда себя не являет. Существует ли оно на самом деле?

Не Бог создал людей, считал Дидро, а люди ежедневно создают его по своему образу и подобию. Каждый народ основывает веру на собственных представлениях о божестве. А священные книги делают такие представления еще более туманными — даже самый светлый ум легко может в них заблудиться.

Смысл и цель религиозных книг — показать ничтожность человека. Они — бессвязный набор честных и бесчестных принципов, мудрости и глупости, нагромождение противоречий и текстов, возвышающих и оправдывающих акты насилия.

О морали людей и королей

«Существует лишь одна-единственная добродетель — справедливость, лишь одна обязанность — стремиться к счастью, лишь одно правило — уметь порою презирать жизнь», — считал Дени Дидро.


Дела соседские

Дидро проводил различия между моралью королей и обычных граждан. Мораль гражданина зависит от него самого. Мораль государя — нередко от другого… государя.

Гражданин не должен вмешиваться в дела соседа, если тот не нарушает его границ, и судить чужие споры — на это есть суды. Государь не может игнорировать дела соседа, ибо рискует однажды лишиться своей власти и государства.


Мораль и закон

В основе морали — закон. У нас есть два закона и два прокурора — сама природа и общество. Природа судит тех, кто ускользает от людских законов. Наказывает болезнями и несчастьями.

Людские законы нужны, чтобы сдерживать животную натуру человека. Дидро сравнивал людей, не имеющих законов и суда, с тиграми и волками в их естественном животном состоянии.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: