О социальном и политическом мире римских императоров.
В своей книге Мэри Бирд анализирует факты и вымыслы о правителях Рима, вопросы власти, заговоров и коррупции. Параллельно с этим исследуется повседневная жизнь императоров, их привычки, отношения с людьми, путешествия, пиры. Бирд рассказывает и о тех, кто стоял рядом с императорами и строил вместе с ними имперскую систему Древнего Рима. Это были патриции, умные рабы, помощники, даже доктора.
Императоры не только предавались пирам, наслаждались кровавыми гладиаторскими боями и боролись за власть: они разрешали сложные споры между гражданами, вникали в их проблемы, а иногда принимали участие в расследовании таинственных происшествий.
В книге описывается правление императоров от Юлия Цезаря до Александра Севера. Автор не углубляется в подробное исследование их биографий. Она ставит цель рассказать о том, что означает быть римским императором. Эти люди контролировали огромную территорию, взаимодействовали со своими подданными и другими странами, играли важную роль во время нашествий и захватнических войн самого Рима.
Кинематограф любит изображать римских императоров психопатами, упивающимися своей властью и творящими бесконечные зверства и жестокости. Рим действительно был жестоким и опасным местом. Помимо того, что в нем время от времени вспыхивали эпидемии и велись бессмысленные войны, большинство споров, особенно политических, разрешалось с помощью убийств. Но если бы Римом правила череда полубезумных автократов, вряд ли Римской империи удалось так долго существовать.
Большинство страшных историй о безумных правителях, по мнению Бирд, не соответствуют истине и сложены уже после их смерти. Они отражают опасения римлян, что ими будет править не просто жестокий император (к этому они были готовы), а человек, который своим странным поведением угрожает существованию государства.
Идея 1. Увеличение территории Рима постепенно привело к централизации власти
До прихода к власти императоров Древний Рим был своеобразной демократией, которую сегодня называют Римской республикой. Она существовала еще с основателя Рима Ромула. Высшую политическую элиту Древнего Рима составляли консулы, им помогали другие должностные лица рангом пониже. Их выбирали граждане Рима мужского пола, которые голосовали и за принятие законов, и за решения о войне и мире. Но основная власть в этой системе принадлежала богатым. Их голоса имели большее значение, чем голоса людей попроще, а кроме того, они имели право баллотироваться на государственные должности и командовать войсками. Самым влиятельным римским институтом был Сенат, состоящий из нескольких сотен бывших государственных чиновников.
Члены сената заседали пожизненно, а остальные государственные должности были временными, на год, включая должности консулов. Занимали их совместно, например, консулов всегда было два. За консулами на следующей ступеньке иерархической лестницы стояли преторы, которых было 16. Они занимались отправлением правосудия. Важным было не количество чиновников, а ограниченное время их пребывания у власти.
В V веке до нашей эры Рим был самым обычным городом, но за последующие несколько столетий стал доминировать на Средиземноморье. Есть несколько предположений, каким образом это произошло. Высказываются предположения, что римляне не только были опытными воинами, владевшими разными техниками ведения боя, — такими же были и их противники, которых они завоевали. Но в римлянах милитаризм сочетался с конкурентным духом представителей элиты, которые стремились перещеголять друг друга в погоне за военной славой. Кроме того, у римлян были неограниченные человеческие ресурсы после того, как они взяли под контроль большую часть Италии.
Успешные римские завоевания повлияли не только на жителей захваченных земель, но и на внутреннюю политику Рима. Захват добычи приносил огромную прибыль, и это вызывало зависть и обостряло соперничество между членами властной элиты. Командиры могли озолотиться на войне, и постепенно на вершинах римского общества образовался ощутимый разрыв между сверхбогатыми прославленными командирами и остальными. Такие командиры могли за свои деньги нанять собственную армию.
Растущая территория Рима изменила структуру распределения власти в республиканском правительстве. Долгое время выборные должностные лица совмещали обязанности самого разного толка, от командования солдатами в бою до устранения городских проблем. Но по мере расширения территории совмещать обязанности становилось все труднее. Ведь для того, чтобы добраться до отдаленных уголков, могло потребоваться несколько месяцев. Чиновников стали назначать на заграничные должности на долгое время, после того как они год проработали в Риме. Но иногда принципы разделения власти нарушались, и чиновник мог передать полномочия и ресурсы какому-нибудь командиру, например, во время нашествия пиратов.
В Риме начала I века до н. э. стали появляться первые зачатки автократии. В 80-х годах до н. э. один из влиятельных командиров по имени Луций Корнелий Сулла, провозгласил себя диктатором, пришел со своей армией в Рим и навязал Сенату и обществу программу консервативных политических реформ. У власти он пробыл два года, после чего ушел в отставку и быстро умер от неизвестной болезни.
Через 10 лет автократический опыт решил повторить Гней Помпей Магн, прозванный Помпеем Великим. Римское общество поручило ему отбивать набеги пиратов, для чего выделило огромный бюджет и наделило властью над всеми другими римскими чиновниками в Восточном Средиземноморье. Вскоре он стал консулом в единственном числе, без второго консула-коллеги, что по тем временам было неслыханным. Магн вкладывал деньги в строительство общественных зданий в Риме, и повелел печатать на монетах свою голову в профиль как символ единоличной власти. Но главный поворотный момент наступил в середине I века при Юлии Цезаре, который балансировал на грани между римской демократией и правлением императоров. Поначалу его карьера развивалась обычным для государственного чиновника образом. Возможно, амбиции у него были уже тогда. Ему поручили командовать войсками в завоеванной Галлии, где он оставался 8 лет, а затем самовольно продлил свое правление еще на такой же срок.