О том, как сильные духом люди закаляют свой характер.
В основу повествования Дэвид Брукс положил идею рабби Иосифа Соловейчика о том, что в человеческой природе действуют два противоположных начала, которые он назвал Адам 1 и Адам 2.
Что такое Адам 1? Это наши стремления и амбиции, наше внешнее «я», которое хочет признания, славы, достатка, иметь высокий статус и добиваться побед.
Адам 2 — это «я» внутреннее, которое базируется на наших нравственных качествах. Этот Адам знает разницу между плохим и хорошим, хочет соответствовать какому-то нравственному идеалу, служить другим и делать добро. Он готов отказаться от славы и успеха во имя высокой цели, тогда как Адам 1 хочет завоевать мир.
Эгоист Адам 1 — приземленный прагматик, преследующий личные интересы, альтруист Адам 2 хочет знать, в чем его предназначение, и как ему стать максимально полезным. Логика первого Адама — чисто экономическая, он стремится побольше взять. Адам второй понимает, что прежде чем что-то получить, нужно что-то дать, он действует по моральной логике: успех приводит к гордыне, а провал — к смирению и скромности. Два Адама, по мнению Брукса и Соловейчика, находятся в вечном противостоянии, и человек должен примирить между собой эти две части своей природы.
Хотите укрепить своего Адама 1, добиваясь хорошей карьеры, — развивайте свои сильные стороны. Для совершенствования Адама 2 нужно бороться со своими слабостями.
Хотя, по мнению автора, в современном обществе Адам 2 забыт почти полностью, как и внутренняя жизнь, которую он воплощает. Смысл жизни превращается в бесконечную погоню за успехом. Бруксу более близки почти забытые ценности: скромность, смирение, работа над ошибками, а вместе с тем — и над собственной личностью, самоограничение и служение обществу. Поэтому он в качестве примеров выбрал несколько биографий политиков и общественных деятелей ХХ века. И хотя этот век был жесток и полон трагедий, в нем еще работали нравственные устои и правила.
Люди, описанные Бруксом, работают над собой, формируют характер в борьбе со своими недостатками и слабостями, противостоят тому, что автор называет грехом, огорчаясь, что это слово сейчас почти перестало употребляться, как будто вместе с ним пропало и само понятие. Никто из его героев, реальных личностей, не идеален, но они упорно работали над собой, вели образ жизни, который сейчас почти забыт, служа обществу. Они ничего не стремятся доказать, проявляя умеренность, скромность, самодисциплину и смирение.
Сейчас, когда в почете эгоцентризм и завышенная самооценка, эти качества могли бы возродить в людях сопереживание и более реалистичное отношение к себе.
Брукс пишет, что в 1950 году Gallup провел опрос старшеклассников, задавая им вопрос, считают ли они себя очень значительным человеком. Утвердительно ответили 12 процентов. В 2005 году опрос повторили, и в этот раз ответ «да» был у 80 процентов старшеклассников. Возросло стремление к славе, желание быть знаменитым, особенным, при этом не прилагая никаких усилий. Человек перестает видеть свои недостатки и преувеличивает свои достоинства. Он пренебрегает желаниями и чувствами окружающих, стараясь использовать их в собственных целях.
Однако, по мнению Брукса, ни один человек не может достичь совершенства самостоятельно, он нуждается в помощи со стороны — от близких людей, религии, моральных принципов, которых придерживались в его семье. Все мы нуждаемся в примерах и советах, чтобы понимать, когда мы поступаем плохо, и получать поддержку во время добрых начинаний. Это не зависит от социального статуса, пола или расы.
Идея 1. Думайте не только о том, чего вы хотите от жизни, но и о том, чего жизнь хочет от вас
Часто мы ведем бездумное существование, упуская из виду жизненную задачу, не думая о том, в чем наше предназначение. Но есть и другие примеры. В частности, Брукс рассказывает о Фрэнсис Перкинс, министре труда США, первой женщине-министре. Фрэнсис родилась в зажиточной семье и должна была вести жизнь, подобающую девушке ее круга, перед тем как выйти замуж за солидного и положительного человека. Но после учебы в колледже она выросла как личность.
Преподавание в те времена, отмечает Брукс, было направлено в том числе и на борьбу с типичными недостатками студентов, например, такими как лень. Камнем преткновения для юной студентки стал латинский язык, и преподаватель, заметив это, заставлял ее уделять все больше внимания ненавистному предмету, пока она не выучила его назубок. Это был мертвый язык, Фрэнсис не планировала использовать его в будущем, поскольку не собиралась связывать жизнь ни с юриспруденцией, ни с естественными науками. Но это научило ее упорству, трудолюбию, самокритичности и дисциплине. Те же качества старались привить и другие учителя. Недаром после колледжа мать почти не узнала ее — дочь стала другой, почти незнакомой. Она занималась благотворительностью и старалась помогать рабочим и нуждающимся.
Однажды Фрэнсис с подругами стали очевидцами страшного пожара на фабрике, который возник из-за несоблюдения правил пожарной безопасности и унес множество жизней. Люди на ее глазах бросались из окон, чтобы не сгореть, и разбивались насмерть. После этого она обрела свое призвание.
Фрэнсис поклялась себе, что посвятит жизнь тому, чтобы подобное больше не повторялось, и эта цель будет у нее на первом месте всю жизнь. Она пошла в политику, оказавшись в сугубо мужской среде, где выдержала множество испытаний на прочность.