Крупномасштабные финансовые кризисы — явление не такое уж редкое, как может показаться. Более того: в мире, базирующемся на рыночной экономике, они неизбежны. И причина их коренится в человеческой нерациональности. Именно она, приобретая то позитивную форму, то негативную, порождает то бум, то падение в пучины кризиса.
И хотя, анализируя конкретные случаи, можно выделить те или иные характерные для страны, народа или культуры черты, основная причина кризисов — особенности функционирования нашей психики — одна и та же по всему миру.
Ещё одна важная черта нашей иррациональности коренится в том, что на нас куда больше, чем нам кажется, воздействуют разнообразные истории о людях (с кем мы можем себя ассоциировать). Именно они и стимулируют, и расхолаживают нас, подталкивая к тем или иным поступкам не «от ума», но «от чувств».
И несмотря на то, что чувства эти вполне могут быть весьма достойными сами по себе — например, чувство справедливости, — на самом деле чаще всего приводят они порой к довольно неприятным последствиям, в том числе и в мировом масштабе.
И в те времена, когда рыночная экономика переживает период нестабильности, особенно важно понимать, что именно происходит и как противостоять деструктивным экономическим тенденциям.
1. О чём же все думали?
Уроки Великой депрессии — одной из величайших трагедий прошлого века, которая в 1930-х годах породила безработицу во всем мире, а затем, вследствие возникшего из-за неё вакуума власти, стала и одной из причин Второй мировой войны, — сейчас несколько забылись.
При том, что ещё в разгар Великой депрессии Джон Мейнард Кейнс опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег» (получившую вскоре общее признание в той части, где объяснялось, как кредитоспособные правительства могут заимствовать и тратить средства для ликвидации безработицы), его глубинный анализ работы экономики продолжал оставаться в тени.
Меж тем Кейнс показывал, что люди, даже когда они преследуют свои экономические — вполне рациональные — интересы, действуют не всегда рационально. Этот иррациональный элемент поведения и является главной причиной и экономических колебаний, и вынужденной безработицы.
Соответственно, государство должно балансировать различные перекосы и излишества, которые, вследствие человеческой иррациональности, будут неизбежны. Свободный рынок должен — оставаясь свободным — обрести некоторые государственно регулируемые предохранители, чтобы Великая депрессия не повторилась.
Нельзя пренебрегать иррациональным началом, которое стоит за нашими мыслями и чувствами. Меж тем абсолютное большинство людей — в том числе бизнесменов и экономистов — попросту не берут его в расчёт.
В своих рассуждениях они исходят из тезиса «свободный рынок есть безусловное благо, он устойчив по своей сути, и в государственном регулировании необходимости мало или нет вовсе». В свою очередь, этот тезис проистекает из теории Адама Смита, гласящей: участники свободного рынка рационально удовлетворяют свои экономические интересы и делают это, максимально используя взаимовыгодные возможности. Соответственно, они производят товары и обмениваются ими друг с другом. Это обеспечивает полную занятость (кроме случаев либо поиска работы, либо завышенных ожиданий — когда работник требует слишком высокую плату за свой труд).
Эта теория объясняет многое, но не всё. Так, она способна объяснить, почему даже на пике Великой депрессии 75% людей имели работу — но не объясняет, как же «рациональная» экономика дошла до Великой депрессии.
Если же мы выйдем за пределы иллюзии о всеобщей рациональности, то сможем выделить пять элементов иррационального начала:
— доверие;
— представления о справедливости;
— соблазны;
— денежные иллюзии;
— влияние жизненных историй.
А проанализировав их, сможем понять:
— почему экономика периодически впадает в депрессию;
— почему центробанки имеют власть над экономикой;
— почему некоторые люди не могут найти работу;
— почему существует выбор между инфляцией и безработицей;
— почему люди так легкомысленно относятся к сбережениям;
— почему цены на финансовых рынках неустойчивы;
— почему рынки недвижимости цикличны;
— какова специфика бедности у ряда национальных меньшинств.
2. Иррациональное начало, или Spiritus Animalis
Первый элемент иррационального начала — доверие. Чаще всего, говоря о доверии, экономисты имеют в виду склонность предсказывать будущие тенденции, опираясь на баланс противоположных тенденций.
Так, если после урагана большинство жителей города не захотят восстанавливать свои дома, то и остальные последуют их примеру, если же большинство займётся строительными работами — подтянутся остальные. Тут можно говорить о «хорошем» или «плохом» равновесии и, соответственно, о наличии или отсутствии доверия.
Однако доверие не всегда рационально. Хотя часто люди используют доступную информацию, чтобы составить прогноз и на его основе принять решение, раз за разом мы сталкиваемся с тем, что человек игнорирует или вообще сознательно отвергает определенную информацию. В этих случаях он может опираться на инстинкты, на «ощущение правды» — причём с объективной реальностью это может соотноситься как угодно. Большинство решений, в том числе важнейших, люди принимают лишь потому, что они «кажутся верными». И в периоды, ощущаемые как «хорошие», оптимизм в итоге играет с людьми злую шутку.
Один из самых ярких примеров — великое тюльпановое безумие XVII века в Голландии.
Понять, что происходит с доверием, поможет мультипликатор Кейнса, работающий как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.