Искусственный интеллект на службе бизнеса . Как машинное прогнозирование помогает принимать решения

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 9 ч

Искусственный интеллект глазами экономистов

Искусственный интеллект (ИИ) — реальность сегодняшнего дня. Он уже изменил привычки и даже судьбы миллионов людей. Например, появление навигаторов лишило профессиональных таксистов их ключевого преимущества — знания города. Теперь каждый может устроиться водителем в Uber и зарабатывать, пользуясь подсказками навигатора. Поисковые машины заменили справочные службы и библиотеки. Онлайновые магазины с умными системами предложения товаров теснят обычные магазины. И таких примеров тысячи.

Как любая технологическая новинка, ИИ с каждым днем становится дешевле — и спрос на него, соответственно, растет. Однако сейчас даже самый смелый визионер не может утверждать, как именно развитие ИИ скажется на конкретной компании.

Еще в 1980-е компьютеры считали машинами, которые пригодны только для вычислений. Сегодня они управляют беспилотными машинами и пишут музыку.

Так что же принесет ИИ реальному бизнесу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в сути инструментария ИИ и понять, на что он способен, а на что — нет.

В книге «Искусственный интеллект на службе бизнеса» канадские экономисты, создатели «Лаборатории созидательного разрушения» для наукоемких стартапов, объясняют, как умные машины строят прогнозы и чем они могут быть полезны бизнесу. Методика декомпозиции бизнес-решений и практичные советы по внедрению инструментов ИИ в деятельность компаний делают эту книгу полезной для предпринимателей, владельцев бизнеса, инженеров, менеджеров, студентов экономических и технических специальностей.

ИИ за работой: прогнозы, но не суждения

Искусственный интеллект — это прогностический инструмент, который позволяет заполнять информационные пробелы путем анализа имеющихся данных.

Современные мощные компьютеры легко справляются с объемами вычислений, которые были немыслимы еще двадцать лет назад. При этом применяются десятки методов, которые специалисты по ИИ подбирают под конкретные задачи: классификация, кластеризация, регрессия, дерево решений, байесовское оценивание, нейронные и капсульные сети, топологический анализ данных, глубокое и стимулированное обучение и т. д.

Развитие бизнеса, организации — по сути, работа с прогнозами касательно спроса, цены, поведения конкурентов, расходов и прибылей. На основе прогнозов принимаются решения. Поэтому, чем точнее и дешевле становятся прогнозы ИИ, тем увереннее они будут проникать в повседневную практику бизнеса.


Насколько интеллектуален ИИ

Иногда людям не нравится, что работу прогностических машин называют интеллектом. Однако для этого есть некоторые основания:

  • конечный результат деятельности ИИ — прогноз, который до недавнего времени оставался прерогативой человека;
  • ИИ умеет учиться, проверяя свои прогнозы на практике и делая выводы на будущее.

Джефф Хокинс в книге «Об интеллекте» (On Intelligence) писал, что префронтальная кора головного мозга — прогностический орган. Так что аналогия между ИИ и мозгом человека — вполне разумное допущение.

Тем не менее пока ИИ не может заменить человека. И мы разберемся почему.


Как работает ИИ

Инструменты ИИ основаны на трех типах данных:

  • исходные, которые загружаются в прогностические алгоритмы;
  • обучающие — данные о среде, необходимые для создания самих алгоритмов ИИ;
  • данные обратной связи о работе алгоритмов.

ИИ обучает себя сам: входные данные (тип 1) закладываются в машину вместе с данными о критериях исходов (тип 2), затем данные о точности сделанного прогноза (тип 3) становятся основой для уточнения алгоритмов. Этот процесс называется машинным обучением.

Классическая регрессия строится на теоретически работоспособных методах, которые могут оказаться совершенно бесполезными на практике. Машинное обучение тестирует прогнозы и улучшает алгоритмы на основе реальной обратной связи.

Гибкие методы обучения машин позволяют им сочетать множество переменных самым неожиданным образом — таким, какой не пришел бы в голову даже самому квалифицированному аналитику.

Ярким примером того, как человеческий мозг не справляется с анализом множества переменных, можно считать финансовый кризис 2008 года. Аналитики по отдельности изучали локальные сегменты рынка недвижимости и были уверены, что рынок обеспеченных долговых обязательств стабилен. Но когда кризис разразился сразу во многих локациях США, эти прогнозы провалились: в них не было данных о взаимном влиянии рынков.

ИИ умеет обрабатывать колоссальные объемы данных и сопоставлять множество переменных, формируя таким образом полную картину происходящих процессов. Прогноз ИИ создается в том числе на основе не предусмотренных заранее сопоставлений.


Данные — топливо для ИИ

Объемы цифровых данных, их разнообразие и качество за последние 20 лет выросли драматически. Все вокруг оснащено датчиками, машины распознают и оцифровывают тексты и изображения — и все это может стать пищей для ИИ. Чем больше данных, тем точнее прогноз. Но данные стоят денег. И только такие гиганты, как Google и Facebook, сегодня могут собирать бесконечные объемы данных с конечных пользователей. Большинство организаций должно решить для себя вопрос, сколько именно средств они могут вложить в получение необходимых для эффективного развития данных. Чтобы рассчитать объем капиталовложений в данные, нужно ответить на следующие вопросы:

Инфографика для книги «Искусственный интеллект на службе бизнеса»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Искус­ствен­ный интел­лект на службе биз­неса
Аудиокнига. 7 ч 27 мин. Читает Игорь Сергеев.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Игорь Сергеев
7 ч 27 мин

Электронная книга

Искус­ствен­ный интел­лект на службе биз­неса. Как машин­ное про­гно­зи­ро­ва­ние помо­гает при­ни­мать реше­ния
Прошло пять лет, как мы написали «Искусственный интеллект на службе бизнеса». Книга появилась спустя пять лет после того, как исследователи Университета Торонто показали, что результаты глубокого обучения в распознавании изображений значительно превосходят то, что могут люди. Это был поворотный момент, олицетворявший, возможно, самые значительные достижения в области искусственного интеллекта на сегодняшний день...