Почему традиционные университеты должны меняться
Университеты второго поколения, основанные на гумбольдтовской модели, возникли во времена Наполеона, процветали на протяжении 150 лет. Они пришли на смену средневековым университетам, в которых обучались лишь представители элиты. Диплом хорошего университета был гарантией трудоустройства и обеспеченной жизни, а должность преподавателя в университете была уважаемой, достойно оплачиваемой и перспективной в плане карьеры. Университеты готовили профессионалов и занимались наукой, не заботясь о наполняемости учебных групп и кадрах: к ним стояла очередь из абитуриентов и преподавателей. Однако в 1960-х годах наметились изменения как внутри университетов, так и во внешней среде:
• Количество студентов выросло и привело к увеличению государственных расходов и усилению контроля вузов со стороны государства.
• Высшее образование стало более доступным, что вылилось в уменьшение научной составляющей в университетах, поскольку не все студенты оказались способны вести научную работу.
• Появилась возможность получить высшее образование за границей, что привело к борьбе за сильных студентов.
• У вузов появились конкуренты — независимые научно-исследовательские организации.
• Требования к молодым специалистам ужесточились. Выпускники без практического опыта часто не могут найти работу по специальности.
• Стоимость научно-исследовательских работ увеличилась, и государственное финансирование уже не покрывало все расходы.
• Знания начали быстро устаревать.
Прежде вузы реагировали на изменения путем создания новых специальностей, факультетов и кафедр. Однако современные реалии требуют более глубоких трансформаций модели университета, его целей и функций. Чтобы не просто выжить, но и занимать лидирующие позиции в отрасли и процветать, университет должен выйти из «скорлупы» и начать играть активную роль в экономических и социальных процессах.
Графство Кембриджшир в 1960-х годах было одним из беднейших регионов Англии. Через 20 лет графство превратилось во второй регион в стране по уровню жизни. Это произошло благодаря Кембриджскому университету, который одним из первых не только в стране, но и в мире стал университетом третьего поколения. Фирмы ARC, Sinclair, Acorn Computers — бывшие стартапы Кембриджского университета. В 1970 году на его базе работало более 20 компаний, и к 1983 году Кембридж стал одним из трех промышленных кластеров Великобритании (другие два находились около Лондона и в центральной Шотландии).
Университет второго поколения vs университет третьего поколения
Профессора и преподаватели старой закалки с тоской вспоминают о том, что когда-то университеты второго поколения обеспечили беспрецедентный уровень благосостояния образованной части общества.
Однако переход к университету третьего поколения не только неизбежен, но и необходим, поскольку именно новая модель отвечает потребностям современного общества.
Для наглядности сопоставим модели университетов второго и третьего поколения в таблице.
Кейс Бандунгского технологического института (БТИ)
БТИ — старейший вуз Индонезии (основан в 1920 году) и один из лучших университетов Азии. У БТИ мощная научно-техническая база, многочисленные международные связи, известные выпускники (в том числе первый президент Индонезии Сукарно). В нем обучаются 15 тысяч студентов и работают 1200 преподавателей.
У вуза благородная цель — не только улучшить собственное благосостояние и укрепить свои позиции на международном рынке, но и сделать экономику Индонезии более инновационной.
В документе «Общая политика развития на 2001–2006 годы» написано, что институт будет осуществлять исследования с целью разработки практических технологий и создания национального экономического потенциала. БТИ будет также готовить технопренеров, которые смогут повысить конкурентоспособность индонезийской промышленности в мировой экономике.
Во главе института попечительский совет, который утверждает стратегические решения и назначает ректора. Ректор — высшее должностное лицо БТИ. Он напрямую управляет академическим блоком, блоком развития фонда целевого капитала, блоком инноваций и развития предпринимательства. В отделе интеллектуальной собственности, который входит в академический блок, выдают лицензии на использование технологий, созданных в институте.
Деятельность по развитию технологического предпринимательства БТИ начал еще в 1973 году, когда институт стал учредителем компании Radio Frequency communication plc, которая специализировалась на изобретении, производстве и продаже телекоммуникационных систем. Позднее компания перешла в ведение министерства обороны, так как ее изобретения способствовали развитию системы обороны государства.
С тех пор БТИ настойчиво движется к цели:
• В 1990 году в БТИ открылась школа бизнеса и менеджмента, в которой реализуется двухлетняя программа MBA и трехлетняя программа подготовки бакалавров менеджмента. Преподавание ведется на английском. Также преподаватели школы бизнеса и менеджмента читают курс «Управление инновациями и предпринимательство», обязательный для всех студентов бакалавриата.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.