Huawei . Лидерство, корпоративная культура, открытость

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 18 ч

Хроники Huawei. Как покорить ми

За последнюю четверть века Huawei стала одной из самых заметных компаний мира, а также мощным драйвером экономики Китая. При этом многие ее практики и подходы мало кому известны или интерпретируются неверно.

Эта книга — история, рассказанная непосредственными участниками событий, которые знают Huawei изнутри. В ней говорится о том, что такое открытость и философия лидерства по-китайски, как совместить в управлении демократию и авторитаризм, внедрить практики коммунистической партии в управление изменениями.

Сложнейшие условия ведения бизнеса на заре экономических реформ, стратегия в неравной борьбе за мировые рынки, интеграция культур Востока и Запада в корпоративной культуре — все это позволяет лучше понять не только успех Huawei, но и принципы создания ее продукции.

Книга стала результатом более чем 10-летнего включенного наблюдения. Авторы изучили множество публичных и закрытых документов компании, провели 136 интервью с представителями совета директоров и наблюдательного совета Huawei, а потом шесть лет превращали эти материалы в интересную книгу. Чтение будет полезно политикам и бизнесменам, ученым и культурологам, а также всем, кто интересуется экстремальным предпринимательством, восточной культурой ведения бизнеса и китайским менталитетом.

«Волчья стая»: характер, чутье и воля

Вехи Huawei

Путь успеха Huawei нельзя повторить, он уникален, как и сама культура компании. Ее опыт вдохновляет, его изучают как в Китае, так и во многих странах мира. Трудно сказать, когда у этой организации закончилось «детство» и наступила «зрелость», но ее жизнь можно разделить на три периода.

С 1987 по 1997 год — период хаоса, когда зарождающийся бизнес пытался выжить в изменчивых условиях реформирования китайской экономики.

С 1997 по 2007 год — период масштабной трансформации практически всех бизнес-систем и процессов. На место хаоса пришел порядок.

С 2007 года по сей день — период повышения эффективности управления таким образом, чтобы компания стала самообучающейся организацией, где царят творчество, наука и процветание.


Джунгли бизнеса

В 1987 году бывший военный инженер Жэнь Чжэнфэй создал Huawei Technologies для перепродажи телефонных станций. С самого начала он поставил перед собой очень высокую планку, поэтому название выбрал соответствующее. В переводе с китайского Huawei означает «многообещающее будущее Китая».

В то время в КНР царил дикий капитализм. Выживание и поиск ресурсов были главными задачами практически каждого предпринимателя. Несмотря на острую необходимость страны в телекоммуникационной инфраструктуре и оборудовании, Huawei тоже пришлось выживать, действуя на рынке подобно голодной волчьей стае.

Китай открыл рынок мировым гигантам этой отрасли в обмен на технологии. Это была вынужденная мера:

• емкость телефонной сети КНР составляла всего 4,05 млн линий;
• по уровню телефонизации населения (0,38%) страна занимала 120-е место в мире;
• в стране не было ни одного производителя телекоммуникационного оборудования;
• цены на мини-АТС превышали все разумные пределы: $500 за номер (сегодня около $10).

Западные компании принесли с собой технологии, высокие цены и агрессивную рыночную стратегию. Китайские фирмы гибли сотнями в «кровавой» конкуренции с Siemens, Nokia, NEC, Ericsson, Bell, Alcatel, AT&T и др.

Страх ведет к величию. Когда лидеры и их команды вынуждены вести бизнес под страхом гибели, возможно два сценария. Либо бизнес умирает, либо инстинкт самосохранения побуждает его к защитной реакции. Постоянные атаки иностранных конкурентов вынудили Huawei вести себя подобно агрессивному голодному волку, который хватает любую добычу, чтобы урвать себе шанс выжить в неравной борьбе.

Жэнь Чжэнфэй создал в Huawei такую структуру и среду, в которой могли работать только выносливые люди с напористым характером. Это были бойцы, которые умели выслеживать любые возможности, вцепляясь в них мертвой хваткой. Так в Huawei зародился «волчий дух», который потом пришлось изгонять из компании, применяя радикальные меры вплоть до увольнения.

Шэньчжэнь. Huawei выжила в таких условиях из-за удачного стечения двух обстоятельств. Во-первых, ее становление совпало с экономическими реформами Дэн Сяопина, который перевел плановую экономику сначала в товарную, а затем — в рыночную.

Во-вторых, Жэнь Чжэнфэй зарегистрировал свой бизнес в Шэньчжэне, который через несколько лет стал экспериментальной экономической зоной с благоприятными условиями для предпринимателей. Сегодня это богатый, современный мегаполис, который стал счастливой гаванью для миллионов блестящих умов и компаний, ими созданных.

Сервис вместо качества. В 1994 году фирма Жэнь Чжэнфэя наконец создала свой первый коммутатор для АТС. Это была веха, которая положила начало бизнесу с собственной продукцией и технологиями. АТС часто ломались, но компания компенсировала это хорошим обслуживанием и низкими ценами.

Менеджеры Huawei превратили сервис в искусство. Они были доступны 24 часа в сутки, мгновенно реагируя на жалобы. Какая бы проблема у заказчика ни возникла, где бы это ни произошло, все сотрудники бросались искать решение. Клиентам это понравилось. Качественное обслуживание в Китае тогда было редкостью, в том числе и со стороны западных компаний.

Инфографика для книги «Huawei»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: