Теория праздного класса . Экономическое исследование институций

англ. Thorstein Bunde Veblen. The Theory of the Leisure Class; an economic study of institutions · 1899
Краткое содержание книги
Читается за 20 минут, оригинал — 11 ч

Биография Торстейна Веблена является ярким описанием жизни человека, отдавшего себя одной идее, одной мысли, одному «генералу». Один из ярчайших представителей плеяды институционалистов, он явился его основоположником в политической экономии.

Институционализм рассматривает политическую организацию общества как комплекс различных институтов (общности, объединения граждан), является направлением социально-экономических исследований.

Благодаря введению им институционализма в политическую экономию наука, культура и политика перестали рассматриваться как надстройка над экономикой, а стали равнозначными с ней понятиями. Веблен ввел в экономическую науку и социологию фундаментальные термины «праздный класс» и «демонстративное потребление».

Термин «праздный класс» был выведен Вебленом и описывает паразитический класс потребителей благ и продуктов труда общества. Олицетворением праздного класса является неработающая «элита», основной задачей которой является бесконечная демонстрация своего высокого статуса.

Демонстративное потребление — также введенный Вебленом термин, обозначающий расточительные траты на демонстрацию своего богатства. Служит созданию и поддержке достижения высокого социального статуса в обществе.

Вся его жизнь была прямой линией, посвященной описанию возникновения праздного класса, который был впоследствии закреплен как термин, а несколько больших работ-статей были затем объединены им в книгу «Теория праздного класса», которая стала первым академическим трудом Веблена и принесла ему огромную популярность. Благодаря яркому языку, сочетающему саркастичность, неиссякаемую иронию и юмор, а также самой теме «существования богатых», чья жизнь существенно отличается от жизни многих других, эта работа сделала Веблена мишенью экстраполярной критики со стороны классических буржуазных экономистов и дружественных его учению классиков марксизма-ленинизма. 

Советские экономисты также обвиняли его в пренебрежении некоторыми основными составляющими теории Маркса (такими как производство и стоимость), упрекая Веблена в том, что он строит свою теорию лишь на человеческих привычках, что, с точки зрения адептов классической экономической науки, является досадным упущением и «идеализмом».

Это саммари — полное изложение идей и терминов книги, ставших фундаментальными для экономической науки и социологии. Язык Веблена — яркий, ироничный, очень смешной, делавший его столь популярным среди слушателей лекций и читателей его книг и статей, — я попыталась донести в цитатах, которые можно найти «на полях» саммари для полного восприятия сути учения и удивительного тона Веблена.

1. Антропология, биология и психология как основы экономической науки

1.1. В своем труде «Теория праздного класса» Торстейн Веблен положил в основу анализа экономических явлений естественный отбор институтов, эволюцию общества. На его взгляд, именно антропология, биология и психология способны наиболее прозрачно объяснить экономические процессы. В «Теории праздного класса» автор обращается к этнологии. Необходимо помнить, что речь идет в основном о западноевропейской культуре. Так, Веблен говорит об этих типах как об основе современных этнических типов западноевропейского человека и его культуры.

Изучая развитие общества через развитие институтов, процесс накопления социального опыта, Веблен говорит о следующих стадиях:

1. Дикости («ранней» и «поздней»);
2. Варварства («хищного» и «полумирного»);
3. Ремесленной;
4. Промышленной.

1.1.1. Здесь мы должны запомнить основные определения, на которые опирается автор в своей работе. Это этнические типы и архаические черты этих типов, которые наследует, по мнению Веблена, современный человек.

Архаические черты человека Веблен подразделяет в соответствии с историческим развитием. Таким образом, миролюбивую культуру автор относит к более раннему периоду дикости, а хищническую и квазимиролюбивую — к более позднему периоду варварства.

Веблен напоминает, что этнология здесь употребляется им скупо и предельно упрощенно, в соответствии с целью его исследования. Во всех остальных исследованиях это было бы вряд ли возможно.

Автор упоминает этнические типы «долихоблонд», «брахицефал» и «средиземноморский тип». В пределах каждого из типов Веблен очерчивает тенденцию возврата к одному или другому из важнейших, на его взгляд, направлений изменчивости: «квазихищническому» и «хищническому». Именно из периода варварства, по утверждению Веблена, зарождается и произрастает собственно институт праздного класса.

«Квазихищническая» и «хищническая» культуры (по Веблену) — синтез социокультурных привычек человека в период варварства. Это более поздний и ранний этапы развития соответственно.

Хищническая культура произрастает напрямую из существования каст. Для варвара нужно захватить и показать. 

1.1.2. Тем не менее в качестве второго важного определения для понимания теории и, соответственно, книги мы должны запомнить архаическую черту, унаследованную человеком, по мнению Веблена, от исторически предваряющего период варварства периода дикости. Сопутствующая этому периоду культура утверждается Вебленом как «миролюбивая». Здесь мы выделим это намеренно, дабы обратить внимание читателя на яркую современную окраску труда Веблена.

Для дикаря необходимо жить в мире и показывать солидарность.

1.1.3. Именно благодаря усвоению привычек, которые развились в период «хищнической» (или «завистнической») культуры, зародился институт «праздного класса», основные этапы и термины которого мы рассмотрим далее в саммари. 

1.2. Что ставит Веблен во главу угла в описании теории возникновения «праздного класса»?

• Веблен настаивает на институциональности — то есть на том, что общество развивается в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и вырабатывает привычки, соответствующие этим обстоятельствам.

• Период хищнической, или квазимиролюбивой (по Веблену — «завистнической»), культуры с ее архаическими чертами становится основой зарождения праздного класса и демонстративного потребления.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Тео­рия празд­ного класса
Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы обсудить место и значение праздного класса как экономического фактора современной жизни, однако выяснилось, что практически невозможно сузить рассмотрение данного вопроса до заранее намеченных пределов. Некоторое внимание по необходимости придется уделить происхождению и истории развития институции праздного класса, а также тем признакам общественной жизни, которые обыкновенно исключаются из числа признаков экономических...

Читайте также