Протестантская этика и дух капитализма

нем. Max Weber. Die protestantische Ethik und der 'Geist' des Kapitalismus · 1905
Краткое содержание книги
Читается за 19 минут

Введение

Наблюдая за тем, что происходило с человечеством на протяжении его истории, мы не можем не заметить: именно на Западе были созданы «рациональные» явления культуры.

«Рациональная наука» — с правилами проведения экспериментов, системой доказательств, математи­ческими обоснованиями, лабораториями и профессио­нальными учеными, выполняющими в том числе функции чиновников. «Рациональная музыка» — с учением о гармонии, симфони­ческими оркестрами и сложными инструментами вроде органа или фортепиано. «Рациональная» система государства и права — с тщательно разрабо­танными конституциями, парламентами, строгими юридическими схемами… Похожее было и в другие времена, и в других странах — в Индии, Вавилоне, Китае, Египте, — но именно «западная», рациональная форма стала универсальной.

Аналогично обстоит дело и с промышленным капитализмом, который серьезнее всего изменил жизнь человека за последние несколько веков. Желание наибольшей материальной выгоды — свойственное человеку во все времена во всех странах — само по себе не привело (да и не могло привести) к подобной форме экономических и социальных отношений. Для того чтобы была создана и устойчиво существовала рациональная капитали­стическая организация труда, были необходимы следующие факторы:

  • юридически оформленное отделение предприятия (и его бюджета) от домашнего хозяйства (и его бюджета);
  • рациональная бухгалтерская отчетность, базирующаяся на точной калькуляции (что стало возможно благодаря своеобразию западной науки);
  • свободный (хотя бы формально) труд.

Эти факторы сложились воедино только на Западе.

Однако, возможно, даже более важным фактором стал психоло­гический — тот самый практический рационализм, столь характерный для западной цивилизации и присутствующий во всех аспектах жизни.

Ознакомившись с саммари на эту книгу, вы узнаете, благодаря чему он возник, как развивался, какие особенности культуры и мировоззрения характерны для людей и стран с тем или иным исторически-религиозным укладом. Вам станут понятны причины, по которым одни страны и регионы добиваются процветания, а другие находятся в худшей экономической ситуации.

1. Постановка проблемы

1.1. Вероиспо­ведание и социальное расслоение

1.1.1. В регионах, где распространены и католицизм, и протестантизм (в той или иной своей форме), можно видеть любопытный дисбаланс: даже если протестанты в регионе являются меньшинством, они все равно преобладают среди владельцев капитала, предпри­ни­мателей, квалифи­ци­рованных рабочих, высшего технического и коммерческого персонала.

Отчасти причины этому исторические — дело в том, что в прошлом многие богатые области и города приняли протестантскую веру.

Отчасти причина — в том, что протестанты были вынуждены порвать с религиозным традицио­нализмом, а значит, в том числе и с экономическим. Но тут же возникает вопрос. Реформация по сути своей была заменой одного религиозного господства другим, причем куда более обремени­тельным: так, реформаторы порицали недоста­точность религиозного контроля над жизнью. Почему же это не помешало экономи­ческому расцвету?

Во времена Вебера это означало, что многие католики оставались ремесленниками, протестанты же устремлялись в промышленность и становились квалифи­ци­ро­ванными рабочими. А где это различие можно видеть сейчас и как его можно использовать?

Католическая церковь, «карающая еретиков, но милующая грешников», часто требует немногого: приходить в церковь по воскресеньям, выполнять не столь частые и не столь сложные обряды… и, в общем, всё. Протестантизм же отличается тем, что жесткие религиозные требования регламентируют всю жизнь верующего, от рождения до смерти, и касаются всех сфер его жизни: и общественной, и частной.

1.1.2. Разница между католиками и протестантами становится заметна уже после окончания школ и высших учебных заведений. Католики предпочитают средние школы, а после них склонны избирать гуманитарно ориенти­рованные профессии. Протестанты ориентированы на специали­зи­рованные школы с большей учебной нагрузкой, в дальнейшем же куда чаще предпочитают техническую и торгово-промышленную деятельность. Аналогичная ситуация складывается и в рабочей среде: католики чаще довольны своим уровнем и не особо стремятся расти в профессио­нальном и карьерном плане, протестанты же стремятся к деятельности более масштабной и с большими перспективами. И данную разницу уже нельзя списать лишь на исторические причины.

В то время, когда Царство Польское находилось в составе Российской империи

Вывод: своеобразный склад психики (обусловленный воспитанием, которое, в свою очередь, зависит от культурно-религиозного уклада в семье) определяет выбор профессии.

Гугеноты — французские протестанты-кальвинисты

1.1.3. Небольшое количество католиков в торгово-промышленной сфере Германии, Великобритании и Нидерландов может удивлять. Дело в том, что в этих странах они составляют меньшинство, а представители меньшинства часто стараются компенсировать подобной деятельностью свою дискриминацию на государ­ственной службе и в определенном смысле подчиненное положение.

Нонконформисты — представители религиозных организаций, отошедших от англиканской церкви

Именно так было с поляками в России, с гугенотами во Франции времен Людовика XIV, с нонконфор­мистами и квакерами в Англии и, конечно же, с евреями разных стран — на протяжении целых двух тысячелетий. Но католики, живущие среди преобла­дающего количества протестантов, не подтверждают эту закономерность.

1.1.4. При поверхностном взгляде можно предположить: быть может, для католицизма характерны большая отчужденность от мира и аскетизм, вследствие чего верующие равнодушнее к земным благам? Быть может, протестанты попросту более материа­ли­стически настроены?

Квакеры — представители протестантского движения, возникшего в середине XVII века в Англии и Уэльсе

Это объяснение еще может быть частично приемлемо в Германии. Но оно становится очевидно неверным при взгляде на британских, нидерландских, американских пуритан: для них было характерно как раз отрицание радостей жизни. Аналогичная ситуация сложилась и с французскими кальвинистами. Тем не менее благодаря им во многом состоялось промышленное и капитали­стическое развитие Франции.

Многие религиозные деятели вышли из купечества; в свою очередь, многие предпри­ниматели крупного масштаба — в том числе и весьма крупного масштаба, вроде Сесиля Джона Родса — родом из духовной среды. Сочетание серьезного подхода к деловым отношениям и набожности характерно для многих протестантских церквей, сыгравших важную роль в развитии современного общества.

Быть может, аскеза и набожность, с одной стороны, и участие в капитали­стическом предпри­ни­ма­тельстве — с другой, не противо­положные, а взаимосвязанные вещи?

1.2. Дух капитализма

1.2.1. В качестве лучшей иллюстрации того, что Вебер понимает под «духом капитализма», он приводит цитату из Бенджамина Франклина:

«Помни, что время — деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен… считать, что он истратил или, вернее, выбросил… пять шиллингов.

Помни, что кредит — деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время…

Сесиль Джон Родс (1853—1902) — английский и южноафри­канский политический деятель и бизнесмен, премьер-министр Капской колонии и основатель собственной колонии в Южной Африке, названной в его честь Южной Родезией

Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги… Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает всё, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов… Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса — пусть это будет всего несколько минут, — тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года…"

1.2.2. «Дух капитализма» формирует своеобразную этику. Согласно ей, идеалом капитали­стической «философии скупости» видится кредито­способный добропо­рядочный человек, долг которого — приумножать свой капитал. Отступление же от такой этики рассмат­ривается не только как глупость, но и как нарушение долга. Отметим важное сочетание: с одной стороны, всячески поощряется стремление к наживе; с другой стороны, утверждается отказ от наслаждений, которые могли бы быть куплены на заработанные деньги. Нажива воспринимается как самоцель — причем иррацио­нальная, вроде бы не обусловленная ничем в этой жизни. Само существование человека направлено на приобре­та­тельство!

Бенджамин Франклин (1706—1790) — американский политический деятель, дипломат и ученый, один из лидеров Войны за независимость США

1.2.3. На конкретную материальную выгоду в этой этике направляется и то, что ранее (внутри христианской парадигмы) воспринималось самоценным. Так, все добродетели осмысленны лишь постольку, поскольку они полезны конкретному человеку; где имитация добродетели достигает того же эффекта — сойдет и она. Такое отношение можно заклеймить как «лицемерие» — однако мотивы тех, кто придерживается данной этики, не сводятся лишь к эгоцентрическим.

Тот же Бенджамин Франклин говорил, что полезность добродетели он оценил благодаря божественному откровению — именно оно и направило его к доброде­тельной жизни. В данном случае речь идет не только и не столько о жадности — сколько о призвании, которому самозабвенно служат.

1.2.4. Отдельно Вебер выступает против исторического материализма и одного из основных его тезисов: что идеи представляют собой лишь надстройку над базисом.

В Массачусетсе, на родине Франклина, «капитали­стический дух» существовал до капитали­сти­ческого развития; свидетельства тому есть как минимум с 1632 года. При этом в соседних колониях (потом там будут созданы южные штаты США) — хотя они основывались с деловыми целями крупными финансистами — «капитали­стический дух» был менее развит, чем на северо-востоке Америки, где колонии были созданы проповедниками и их паствой.

1.2.5. Франкли­новские принципы в Античности и Средневековье были бы восприняты как недостойная скаредность (кое-где — у наименее связанных с капитализмом или приспособленных к нему социальных групп — они так воспринимаются и сейчас).

Алчности в прошлые времена было отнюдь не меньше — однако добывание денег принимало неупоря­доченные, несистемные формы:

  • авантюри­стическое свободное приобре­та­тельство;
  • война;
  • сухопутный разбой;
  • морской разбой.

Общей для всех этих форм была не связанность никакими нормами (этическими, правовыми, часто даже религиозными) по отношению к людям из чужих народов и племен. В этом случае мораль четко делилась на две: «внутреннюю» — применяемую к «своим» (как правило, хорошо регламен­ти­рованную) и «внешнюю» — применяемую к «чужим». Применительно к чужим позволялось то, что запрещалось делать по отношению к своим.

1.2.6. Главным противником «духа капитализма» является традиционализм — образ жизни и мышления, при котором его носители стремятся не заработать больше, но сохранить в неприкос­но­венности имеющийся, привычный уровень жизни.

При этом возможны парадоксы (с капитали­стической точки зрения). Если работодатель — при сдельной оплате труда, — желая увеличить произво­ди­тельность работника, повысит расценки на его работу, то в ряде случаев вместо ожидаемого увеличения произво­ди­тельности труда будет наблюдаться ee снижение. Так, Вебер описывает случай жнеца, который при плате в 1 марку за морген ежедневно жал 2,5 моргена (зарабатывая 2,5 марки в день), а после повышения оплаты на четверть стал жать лишь 2 моргена (зарабатывая ровно столько же). Для носителя традиционного мышления «меньше работать» привлека­тельнее, чем «больше зарабатывать», — ведь его потребности не меняются.

Предприятия могут работать по традицио­на­листским методам — до тех пор, пока их капитали­стические по духу конкуренты не начнут вытеснять «традицио­налистов» с рынка

1.2.7. Возникает, в некотором смысле, патовая ситуация: увеличение зарплаты может привести к снижению произво­ди­тельности; а понижение зарплаты — тормозит качественное развитие бизнеса. Кроме того, снижать оплату ниже некоторого предела невозможно: часть работников уйдет, оставшиеся же — если оплата их труда не обеспечивает их физиоло­гические потребности — просто не смогут хорошо работать.

1.2.7.1. Еще одна проблема, возникающая при столкновении капитализма с носителями традиционного мышления, — практическая невозможность использовать «традицио­налистов» на работах, где требуется квалифи­ци­рованный труд. Обучение, отказ от привычных методов производства, да и вообще размышления по поводу работы (даже о том, как ее облегчить себе же!) регулярно оказываются для «традицио­налистов» непосильной нагрузкой.

Протестантское мышление концентрировано на задаче и сочетается с осознанным чувством долга по отношению к труду

1.2.7.2. Интересно, что формальный тип хозяйства может не совпадать с «духом»: капитали­стические по форме предприятия могут работать по традицио­на­листским методам. Правда, лишь до тех пор, пока их конкуренты, капитали­стические по духу и практически наверняка более эффективные, не начнут вытеснять «традицио­налистов» с рынка.

1.2.8. Протестантская противо­по­ложность традиционному мышлению — мышление, сосредо­точенное на задаче, и осознанное чувство долга по отношению к труду; нередко даже вопреки общественному давлению.

«Чересчур много» работающие протестанты порой вызывали раздражение, даже если их трудовые успехи никак не ухудшали (а то и улучшали!) жизнь прочих людей. В истории хватает свидетельств не просто проявлений недобро­же­ла­тельности на этой почве, но и клеветы, и откровенных гонений.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 500 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Пример озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Читайте также