Если посмотреть на историю Китая в целом, может возникнуть вопрос: почему же ко времени начала глобальных процессов — к ХХ веку — он так отставал от европейской цивилизации? В самом деле, вроде бы все предпосылки обогнать Европу у Китая были:
- это огромная страна, существовавшая множество столетий лишь со сравнительно небольшими изменениями (вроде смены династий);
- это страна с высокоразвитой культурой — в том числе и культурой управления;
- это страна с количеством ресурсов (от природных до человеческих), которое и не снилось не только отдельной европейской стране, но и всем им, вместе взятым;
- это страна, в которой важнейшим делом считалось образование и самосовершенствование;
- это страна, из которой пришло в мир множество изобретений...
Тем не менее, очевидно, что к ХХ веку Европа подошла несоизмеримо более развитой. О причинах — порой парадоксальных — этого цивилизационного неравенства, о том, как несомненные достоинства китайской культуры обернулись её недостатками, и о том, почему такой итог был неизбежен, и рассказывает это саммари.
1. Город, правитель и бог
1.1. Китай с древности представлял собой страну, ориентированную в первую очередь на города (а не на сельскую местность), что способствовало развитию внутренней торговли. Однако денежная система была архаичной, стоимость слитков зависела от места их штамповки; долгое время, помимо металлов и параллельно с ними, использовались и другие платёжные средства. Техника изготовления денег была на невысоком уровне, они были уязвимы для подделок и сильно отличались по весу друг от друга даже в случае легального изготовления (порой более чем в два раза).
С бумажными деньгами дела обстояли не лучше. Плохое качество бумаги и быстрое её истирание, отказ в их приёме при уплате налогов, неоднократное изъятие из оборота — всё это вело к инфляции. В XIII веке была сделана попытка перейти только на бумажные деньги (драгоценные металлы стали только средствами обеспечения). Но правящую династию свергли, а новая — отказалась платить по старым обязательствам. Всё это дискредитировало бумажные деньги. В 1620 году бумажные деньги были и вовсе надолго запрещены.
1.2. Хотя с 1516 года количество серебра в Китае (привезённого из Америки) стало быстро увеличиваться, это спровоцировало не развитие капитализма, а усиление традиционализма. Не поспособствовал капиталистическим формам хозяйствования и значительный рост населения — чего можно было бы ожидать, проводя параллели с Европой. Дело было в принципиальном различии китайских и европейских городов. Китаец-горожанин не прерывал своей связи с родом и деревней, значимые для него события происходили на его прежней родине и он сохранял в деревне свой прежний статус. У китайских городов не было своих специфических свобод (вроде закреплённых в соответствующих европейских хартиях). Самоуправления было больше как раз в деревнях. Такая ситуация возникла из-за торговых различий: европейские города были ориентированы на внешнюю, морскую торговлю, китайские — на сухопутную внутреннюю. Морскую даже специально ограничивали — чтобы заграничные порядки не влияли на традицию. Развитие китайского города зависело не от предприимчивости горожан, а от перераспределения денежных и — ещё более — ирригационных потоков императорскими чиновниками. При этом на более низком уровне практически всем управляли роды и цеха — профессиональные союзы.
1.3. Ориентация на земледелие получила соответствующее отражение в сфере религии: император воспринимался как покровитель плодородия, а бог — как верховный чиновник, которому надлежит подавать жалобы на его «подчинённых», от императора до мелкого бюрократа. Миропорядок земной и небесный рассматривался как единое целое — соответственно, если что-то в природе шло не так, виновных в нарушении космической гармонии находили на земле. Нередко обвинение адресовалось императору: в харизматическом государстве правитель обязан был подтверждать свою харизму благоприятными природными условиями, покоем в государстве, реже — военными успехами. Если же император харизму утрачивал, он утрачивал и основание править. В лучшем случае его ожидало публичное покаяние; если же дела не улучшались, то дальнейшая его участь — свержение или даже принесение в жертву. Чиновники рангом ниже также отвечали за происходящее в их местностях. Неблагоприятные события означали, что данный чиновник потерял расположение духов этой местности, и должен был уволиться.
2. Феодальное государство и бюрократическое государство
2.1. Власть императора зависела от того, насколько эффективным было его управление. С расстоянием возможность влиять ослабевала. Чтобы как-то скорректировать это, в древние времена император назначал на должности чиновников, управляющих делами в провинциях, представителей своего рода и потомков княжеских родов, подчинившихся ему, но сохранивших влияние над бывшей своей территорией. Китайское государство тогда могло быть определено как «государство родов», а император (как и в феодальной Европе) был верховным сюзереном. Помимо этого, он был также и верховным понтификом — на нём были важнейшие жертвоприношения.
2.2. Такая ситуация сформировалась к IX веку до нашей эры и держалась довольно долго. Однако она начала постепенно меняться, когда титул стали жаловать, а должности продавать (с III века до нашей эры — эпохи Шихуан-ди). Значение наследственной харизмы (полученной часто благодаря военным заслугам древних времён) уменьшалось, феодальная иерархия (ведущая своё начало от военной) сменялась чиновничьей. Состоятельные, но не знатные люди получали доступ к государственному управлению с помощью своих знаний и способностей. Книжник становился доверенным лицом при правителе и противостоял ленной знати.
2.3. Единство империи существовало во многом благодаря единым ритуалам, единым сословным обычаям и единению книжников — по факту, главных хранителей культуры. Ошибка в ритуале могла стоить императору трона. Этические требования (не злоумышлять против сюзерена, не нападать на находящегося в трауре и т. п.) были чрезвычайно важны.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.