О расцвете и падении одной из самых известных американских компаний.
В основу книги легло журналистское расследование. General Electric, основанная в 1878 году самим Эдисоном, она была гордостью и славой США. Первоначально ее целью была разработка систем освещения с помощью электричества. Затем ее деятельность расширилась: компания занималась электрификацией железных дорог, линиями электропередач, производством турбин, холодильников, атомных реакторов, автопилотов для самолетов, медицинского оборудования и много чего еще, включая заказы министерства обороны. Ею руководили амбициозные и трудолюбивые люди, однако в культуру компании постепенно проникли нездоровые тенденции: в General Electric предпочитали игнорировать плохие новости и до последнего их скрывать. Вместо работы над ошибками на них просто закрывали глаза.
Начало этой тенденции положил Джек Уэлч, генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год. Максималист и трудоголик, он стремился к успеху любой ценой, а ошибка или недостаточная прибыль в каком-нибудь подразделении компании могла стоить должности менеджеру среднего и высшего звена. По этой причине все плохие новости умело скрывались и замалчивались, а события преподносились только с наилучшей стороны.
Эту культуру замалчивания унаследовал и преемник Уэлча Джеффри Иммельт, которого он долго готовил на свое место. Иммельт многому научился у Уэлча, но привычка отворачиваться от проблем и скрывать их от всех привела к стратегическим ошибкам, которые дорого обошлись General Electric и ее генеральному директору. В частности, в 2018 году акции компании за полгода рухнули почти вдвое, Иммельт ушел в отставку, а General Electric переживает реструктуризацию, которая может привести к сокращению тысячи рабочих мест и разделению на части. Компания со 128-летней историей оказалась на грани катастрофы.
Идея 1. General Electric имел славную репутацию, но в основном благодаря прошлому
Всему миру известен логотип General Electric, любовно именуемый ее сотрудниками «фрикаделькой». С момента своего основания компания была не просто корпорацией, а ступенькой вверх, шансом на успех для сотрудников и удачным вложением для акционеров. Некоторые ее руководители стали не просто состоятельными, но баснословно богатыми людьми. General Electric помогала промышленному развитию США, занималась электрификацией страны, интегрировалась в американское общество и располагала огромным кредитом доверия. Трудолюбие и изобретательность Эдисона вместе с финансовой мощью банкира Джона Пирпонта Моргана создали необычайно сильную компанию, развивающую военные силы страны, создающую средний класс и приносящую огромную прибыль.
GE благополучно дожила до XXI века, и не просто дожила, а стала сильнее, чем когда-либо. В 2000 году это была самая богатая американская компания, которая оценивалась в 600 миллиардов долларов и имевшая влияние не только в Штатах, но и во всем мире.
Компания производила промышленное оборудование и потребительские товары, создавала электросети и электрифицировала дома. Двигатели GE использовались в американских истребителях ВВС и коммерческих авиалайнерах. В больницах и медицинских кабинетах использовались аппараты МРТ, УЗИ, рентгенологическое оборудование. В американских домах стояли холодильники GE, а по телевизору показывалось шоу «Сайнфельд», созданное помощью компании. Казалось, что в США нет ничего, к чему бы General Electric не приложила бы руку.
Сегодня все изменилось. Компания все еще располагает многими объектами и занята во многих отраслях, но стоимость ее акций составляет только малую долю их пиковой стоимости. СМИ, когда-то превозносившие ее до небес и ставившие в пример другим, сменили тон с восторженного на скептический. Акции General Electric, в которые раньше без опасения мог вложиться начинающий инвестор, сегодня превратились в кота в мешке.
Тысячи сотрудников GE были уволены, оставшиеся не уверены в своем будущем. Они оказались совсем в другой компании, не той, работа в которой считалась большой удачей. И это не просто частные трагедии отдельных людей и обесценивание акций. Поколения американских бизнесменов учились на примере GE хорошему управлению, но правильно ли они выбрали пример для подражания, учитывая судьбу GE? Возможно, и их успех был таким же эфемерным?
Идея 2. Создание определенного имиджа компании было важнейшей задачей для руководства General Electric, часто затмевавшей все остальное
История General Electric связана с именем Эдисона, что очень выгодно для компании, продающей электротовары. Но на самом деле Эдисон имел с ней мало общего. Куда больше вложил в нее Джон Пирпонт Морган, который приобрел несколько фирм Эдисона, не особенно прибыльных, а самого изобретателя оставил лишь в качестве номинального главы совета директоров.
К тому же он недолго пробыл в совете директоров, продав акции компании спустя пару лет после ее создания, чтобы иметь деньги на эксперименты по добыче полезных ископаемых. Ему не удалось заработать на взлете GE.
Однако влияние Эдисона на компанию было долгосрочным. В культуре GE было принято поощрять изобретательство и инновации, что стало важным фактором ее взлета и славы. Одна новаторская разработка следовала за другой, патенты и Нобелевские премии стали обычным явлением. GE занималась и научными исследованиями, финансируя лаборатории и оплачивая работу ученых, чтобы использовать результаты в рыночных товарах и механизмах.
General Electric рано поняла силу связей с общественностью и влияния на умы. Компания часто спонсировала телешоу, проводила прямые эфиры, нанимала знаменитостей, в частности Рональда Рейгана, для рекламной кампании. Она побуждала потребителей покупать товары GE для дома и привлекать рабочих и служащих обещанием инноваций, которые изменят мир. Сегодня каждый стартап Силиконовой долины утверждает, что его бизнес изменит мир, но GE провозглашала это еще три четверти века назад. Рейган, чья актерская карьера шла к закату в момент начала сотрудничества с GE, с помощью компании и при ее покровительстве постепенно вырос в видного американского политика, ставшего президентом. В то же время GE яростно отстаивала интересы инвесторов, часто в ущерб интересам рабочих, защищая акции и дивиденды любой ценой.