В поисках совершенства . Уроки самых успешных компаний Америки

англ. Tom Peters. In Search of Excellence: Lessons from America's Best-Run Companies · 1982
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 17 ч

Книга «В поисках совершенства» — результат многолетнего исследования передовых американских корпораций, она давно стала классикой менеджмента. Авторы Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман в 1979–1980 годах изучали деятельность самых успешных компаний США с целью выяснить, в чем состоит секрет их успеха. Для этого они отобрали 43 компании из шести различных отраслей и тщательно проанализировали их деятельность. 

В результате были сформулированы восемь принципов совершенства в управлении бизнесом. Они не утратили своей актуальности и сейчас, хотя с момента первой публикации прошло более тридцати лет. Сегодня эти принципы могут показаться очевидными, но именно исследование авторов стало первым примером систематизированного и методичного подхода к изучению бизнеса. 

Книга «В поисках совершенства» — это попытка в обобщенном виде отыскать и представить формулу успеха в крупном бизнесе. Авторы приводят много практических примеров, которые демонстрируют корпоративную философию и ее результаты. 

Книга Томаса Дж. Питерса и Роберта Уотермана будет полезна всем предпринимателям и руководителям компаний, готовым идти вперед и менять свои организации, для начала изменив себя. 

Глава 1. Предпосылки и методология исследования

В конце 70-х годов американский бизнес испытывал сильное давление со стороны конкурентов из Японии. На тот момент считалось, что японцы сильны в вопросах менеджмента эффективности, это отчасти обсуловлено культурными традициями. Томас Питерс и Роберт Уотерман решили проанализировать деятельность ведущих компаний из США. Задачей авторов было выяснить, какова теоретическая основа их менеджмента и поделиться результатами исследования с менее успешными компаниями. 

Исследовательская гипотеза была следующей: любой разумный подход к организационному процессу должен включать по меньшей мере семь переменных, которые следует рассматривать как независимые: структуру, стратегию, людей, стиль управления, системы и процедуры, руководящие принципы и общие ценности (культуру), а также имеющиеся и желаемые корпоративные компетенции или навыки. Эти переменные они впоследствии объединили в матрицу, получившую название 7S McKinsey, объединив название консалтинговой фирмы McKinsey, в которой на тот момент работали, и первые буквы семи терминов:

1. совместные ценности;

2. системы;

3. стиль руководства;

4. сотрудники;

5. специальные навыки;

6. стратегия;

7. структура. 

Именно эта модель использовалась авторами с целью определить, в чем состоит совершенный подход в управлении бизнесом.

Принцип отбора компаний для исследования

Авторы начали с длинного списка компаний, которые были лидерами и первопроходцами в шести важнейших отраслях: высокие технологии, товары массового спроса, тяжелая промышленность, услуги, добыча природных ресурсов и проектное производство. Затем они установили критерии «совершенства в управлении», в соответствии с которыми успешная компания:

демонстрировала рост более двадцати лет;

на момент исследования не испытывала финансовых проблем;

регулярно выводила на рынок инновационные продукты и услуги;

быстро адаптировалась к изменяющимся рыночным и иным внешним условиям.

Отобрав для исследования 75 компаний, после тщательного анализа авторы оставили всего 43 компании, многие из которых известны и сейчас, спустя тридцать с лишним лет: Hewlett-Packard, Intel, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Caterpillar, 3M, Marriott, McDonald’s, Disney, Boeing, Bechtel, Exxon, Du Pont и другие. Главной заботой исследователей было выяснить, как выживают и остаются передовыми крупные корпорации. Поэтому немногие фирмы из отобранных имели ежегодный объем продаж менее $1 млрд.

Методология

Исследовательским методом было выбрано структурированное интервью с руководителями успешных компаний. Дополнительно авторы изучали деятельность предприятий, анализируя упоминания в прессе и годовые отчеты за последние 25 лет, а затем проводили интервью с сотрудниками. Следующим шагом было обращение за помощью к ученым. Авторы посетили десяток школ бизнеса в Соединенных Штатах и в Европе (в Японии на тот момент ничего подобного не существовало). В то время теория управления переживала кризис: старые концепции утратили актуальность в изменившихся условиях, а новые еще не были сформулированы. 

В ходе исследования авторы выяснили, что человеческий фактор не утратил своей актуальности. Лидеры успешных компаний боролись за качество, дорожили своими клиентами, прислушивались к подчиненным, воспринимали их всерьез и не ограничивали новаторства. А еще допускали некоторую степень хаоса, чтобы взамен получить скорость и наладить постоянное экспериментирование. Авторы определили восемь качеств, которые точнее всего характеризуют успешные новаторские компании.

1. Ориентация на активные действия.

2. Близость к потребителю.

3. Автономность и предприимчивость.

4. Люди как основа продуктивности.

5. Локальное управление, ориентация на ценность.

6. Верность своему призванию.

7. Простая форма, немногочисленный персонал.

8. Сочетание гибкости и жесткости.

По большей части этот список не представляет собой ничего нового. Некоторые из пунктов, если не большинство, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. И все же мало бизнесов построено с учетом всех этих элементов. 

Авторы убеждены: главная роль исполнительного директора заключается в управлении ценностями организации. Эта книга призвана помочь выяснить, какие именно ценности следует формировать и на какие из них следует обращать внимание, чтобы создать успешную компанию. 

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

В поис­ках совер­шен­ства. Уроки самых успеш­ных ком­па­ний Аме­рики
После того, как во многих отраслях рост замедлился, а в ряде случаев речь идет хотя бы о восстановлении докризисных объемов продаж, актуальным вопросом для многих предприятий стал вопрос эффективности. Как достичь большего, оставаясь в рамках ограниченных бюджетов? Как добиться максимальной отдачи от сотрудников? Как большим компаниям быть такими же быстрыми, как и малые, а небольшим компаниям важно найти дополнительные резервы для повышения своей устойчивости...

Читайте также