Как остановить травлю в школе . Психология моббинга

норв. Mobbingens psykologi - hva kan skolen gjøre?
Краткое содержание книги
Читается за 20 минут

Травля, буллинг, моббинг

Травля — одна из основных проблем, с которыми дети сталкиваются в школе. С ней так или иначе имеет дело каждый третий ученик. Одни дети становятся агрессорами, другие — жертвами, а некоторые просто наблюдают со стороны. Травля распространена настолько, что многие подростки принимают ее как нечто неизбежное. Буллинг портит детям жизнь и мешает их нормальному развитию.

Называть школьные издевательства можно по-разному. В нашей стране это травля, в англоязычном мире — буллинг, в Скандинавии — моббинг. Но суть остается той же: группа детей нападает на слабого одиночку, преследует, унижает его и издевается над ним. Обычно жертва сталкивается с агрессором лицом к лицу, но в последние годы травля распространилась через мессенджеры и социальные сети.

Несмотря на тяжелые последствия травли, учителя и родители часто не обращают на нее должного внимания. Дети, над которыми издеваются, обычно молчат о проблеме. А взрослые не придают значения нежеланию ребенка идти в школу, низкой успеваемости, частым головным болям, потере аппетита, смене настроения и прочим настораживающим признакам.

В России тоже все чаще поднимается тема травли. В школах ведут работы по ее профилактике, рассказывают о буллинге на уроках. Но единой программы по борьбе с ним все еще не существует.

Профессор Эрлинг Руланн многие годы занимался исследованием феномена моббинга. Он доказал, что школа может предотвратить и остановить травлю. В своей книге он подробно описывает, как это сделать, разбирает на составляющие механизм травли и опровергает распространенные стереотипы о жертвах и агрессорах.

Как устроена травля

Обычно буллинг направлен на ровесников и происходит внутри класса или других групп. Но бывают случаи, когда жертвой становится более младший ребенок.

Ребенок втягивается в роль жертвы с помощью провокации. Его несправедливо в чем‑то обвиняют, смеются над его недостатками, обидно критикуют внешность или одежду, могут воздействовать физически. Умелый провокатор всегда найдет повод для насмешек и обвинений. Если жертва отмалчивается — она виновата в нежелании отвечать. Если говорит — ее обвинят в хамстве или вранье.

Общий элемент для всех форм травли — угрозы. Зачинщики пугают расправой, шантажируют, вымогают деньги. Делают это сами или передают угрозы через других. Почти каждая стычка заканчивается обещанием агрессора вернуться и продолжить «разговор». Агрессивные действия повторяются регулярно на протяжении какого‑то времени. Давление на жертву растет, а она не может дать отпор.


Формы травли

Выделяют несколько форм травли, но независимо от формы дети, которые подвергаются ей, испытывают глубокие страдания и боль. Они находятся в состоянии хронического страха, стресса и тревоги. Длительная травля приводит к ухудшению здоровья и успеваемости, депрессии и мыслям о самоубийстве.

  • Физическая травля — самая явная и очевидная форма. Жертву бьют, пинают, портят ее вещи и применяют прочие виды физического насилия. Физическую травлю проще всего заметить. Поэтому родители часто думают, что именно этой формой и ограничивается буллинг.
  • Словесная травля проявляется в виде обидных слов и шуток, насмешек, издевок. Этот вид травли сложно выявить, потому что она происходит незаметно для глаз взрослых. Жертва чувствует себя всеобщим посмешищем и не может предъявить взрослым факт издевательства, ведь у нее нет явных доказательств. Часто взрослые не видят проблемы в словесных издевках — якобы «всего лишь слова» не могут всерьез повлиять на состояние и здоровье ребенка. Такие учителя и родители советуют детям «просто не обращать на это внимания».
  • Социальная изоляция или косвенная агрессия — жертву игнорируют и вытесняют из общества. Зачинщики всячески демонстрируют свое превосходство и насмехаются над ней. Ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. С ним не хотят общаться и дружить.
  • Кибербуллинг. Относительно новая форма буллинга — онлайн-­травля — не менее опасна, чем остальные. Агрессоры используют мессенджеры, соцсети, школьные чаты, рассылают компрометирующие фотографии и видео, унижают и шантажируют своих жертв.

Девочки фотографируют друг друга в туалете, просовывая руку под дверь кабинки, или в раздевалке, когда переодеваются на физкультуру. Эти фотографии отправляются одноклассникам, и начинается травля. Жертва может даже не подозревать, почему над ней насмехаются, дразнят и обзывают ее. Самое печальное, что часто зачинщиком травли становится девочка, которую жертва считала своей подругой.

Мальчики-­агрессоры обычно прибегают к физическим методам травли, а девочки склонны использовать более тонкие косвенные стратегии: распространение слухов, насмешки, социальную изоляцию.


Мифы о травле

Миф 1. Основная причина издевательств — нестандартная внешность. Ребенок может быть полным или слишком худым, носить очки, иметь большой нос или веснушки. Он может заикаться или иметь специфическую речь. Не у всех детей есть возможность следовать моде и носить дорогие вещи. Стереотип основан на предпосылке: тебя будут травить, если ты выделяешься из толпы.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и 985 другим пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
После регистрации вы получите 7 дней бесплатного доступа к Smart Reading. Введите ваш email:

Читайте также