От рассеянности к вниманию . Умные стратегии развития функциональных способностей вашего ребенка

Краткое содержание книги
Читается за 40 минут

Доктор с диагнозом

Работая с детьми и подростками, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности, Зак Гришем словно заглядывает в собственное прошлое. Он сам живет с диагнозом СДВГ и понимает, каково это — будучи с виду совершенно здоровым, испытывать проблемы с базовыми навыками: фокусировкой, памятью, эмоциональной стабильностью и умением ориентироваться в социальных ситуациях.

Люди старой закалки склонны отрицать саму проблему СДВГ. Им кажется, что повышенная требовательность, жесткость и непреклонность в воспитании автоматически сделают ребенка «нормальным». Но Зак Гришем уверен: дети с СДВГ имеют свои темпы физиологического развития, поэтому строгость здесь не поможет. А вот терпеливое, настойчивое, осознанное и очень бережное воспитание творит с такими детьми настоящие чудеса. 40–50% детей, которым ставят диагноз СДВГ, во взрослом возрасте становятся совершенно обычными людьми с нормальными способностями. Зак и сам стал таким.

Растить ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности еще сложнее, чем обычное дитя. Исследования доказывают, что именно родители играют ключевую роль в преодолении трудностей, связанных с СДВГ.

Если родитель хорошо понимает особенности этого диагноза, он может постепенно, шаг за шагом, помочь своему ребенку с СДВГ научиться контролировать поведение, больше запоминать, планировать время и вести себя адекватно ситуации. Чтобы вам было легче идти по этому пути, концентрируйтесь не на ожидании конкретных результатов, а на том, чему вы можете научить своего ребенка.

Эта добрая и практичная книга содержит конкретные советы по исправлению основных поведенческих проблем у детей с СДВГ. В каждом разделе саммари вы найдете приемы, которые лучше использовать во взаимодействии с детьми младшего (4–7 лет) и среднего (до 15 лет) возраста, а также советы для адаптации ребенка к условиям школы, с которыми будет полезно ознакомиться педагогам.

Любовь и терпение помогут вам вырастить своего особенного ребенка максимально подготовленным к взрослой жизни. И даже если иногда на этом пути опускаются руки, это нормально. Просто отдохните, не коря себя, а потом снова принимайтесь за дело!

Дети с СДВГ: чем они отличаются?

Дети, которым ставят диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», отличаются от своих сверстников в темпах освоения таких поведенческих навыков, как:

  • управление эмоциями;
  • концентрация внимания;
  • запоминание новой информации;
  • планирование и умение придерживаться распорядка;
  • адекватная оценка социальной ситуации;
  • эффективное решение проблем.

У детей с СДВГ формирование этих навыков занимает в среднем на 30% больше времени, потому что передние доли префронтальной коры мозга у них созревают медленнее. В норме формирование нео­кортекса в основном завершается к 20-летнему возрасту. У детей с диагнозом СДВГ этот процесс длится до 23–25 лет.

Из-за особенностей поведения дети с СДВГ часто не соответствуют ожиданиям окружающих и поэтому испытывают сильное эмоциональное напряжение. Такие дети склонны замыкаться в себе, считать себя неправильными и нелюбимыми, принижать свои достоинства, а иногда — проявлять враждебность к окружению.

При этом дети с СДВГ настолько же умны и талантливы, как их «обычные» сверстники. Но расстройства поведения создают драматический разрыв между уровнем одаренности ребенка и способностью эту одаренность реализовать.

Призвание родителей и учителей — постепенно и последовательно помогать ребенку с СДВГ освоить все нужные навыки, чтобы он мог нормально взаимодействовать с социумом, чувствовать себя полноценным членом общества и раскрыть свой интеллектуальный, творческий, человеческий потенциал.

Взрослым, которые находятся рядом с ребенком с СДВГ, особенно важно верить в его способности и не доверять расхожим мифам.


Мифы и реальность СДВГ


СДВГ и родительство

Автор выделяет три стиля родительства:

  • Авторитарный: жесткие требования, отсутствие позитивной обратной связи.
  • Мягкий: отсутствие конкретных требований к ребенку, концентрация на эмоциях и комфорте.
  • Авторитетный: сочетание разумных требований с позитивной эмоциональной обратной связью.

Авторитетный стиль родительства максимально благоприятен для того, чтобы справиться с симптомами СДВГ у ребенка. Этот стиль помогает снизить тревожность и агрессию, повысить эмоциональную устойчивость и выработать необходимые полезные навыки.

Родителям детей с СДВГ особенно важно следить за собственной эмоциональной устойчивостью, избегать импульсивности и жесткости. В этом могут помочь как работа с терапевтом, медитация, йога и освоение техник управления стрессом, так и периодические встречи с партнером, которого вы специально выберете для обсуждения таких задач.

Обсудите свои слабости с ребенком. Для него будет огромным облегчением узнать, что и у его родителя — такого сильного и умного — есть свои недостатки, которые вовсе не делают его плохим и бесполезным человеком. Подумайте, как вы можете расти и развиваться вместе.

Зак Гришем советует родителям детей с СДВГ избегать навешивания ярлыков. Нужно все время помнить, что каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе. Не фиксируйте внимание на некоем нормативном результате — это только усиливает стресс. Вместо этого сосредоточьтесь на пути, по которому вы идете вместе со своим ребенком, и отмечайте каждый признак прогресса.

Изучая методики, которые помогут вашему ребенку с СДВГ развить те или иные важные навыки, присмотритесь к себе. Возможно, какие-­то советы помогут и вам стать более спокойным, упорядоченным и сконцентрированным.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: