О том, как устаревшие, веками не менявшиеся догмы, тормозят развитие человечества.
Еще в середине XIX века были придуманы системы измерений, берущие за основу средние величины. Но что такое средний человек? Что считать нормой — в телосложении, успеваемости, производительности? Действительно ли существует связь между всевозможными тестами на IQ и умственными способностями?
Автор книги психолог и исследователь Тодд Роуз приводит два примера.
В конце 1940-х годов внутри американских ВВС началась череда бесконечных аварий. Самолеты при этом были полностью исправны, пилоты категорически отрицали ошибки в управлении, но аварии не прекращались. Для исследования причин руководство ВВС пригласило 23-летнего ученого Гилберта Дэниэлса, который до того никогда не был внутри самолета. Он специализировался на анатомии и антропологии, а его работа состояла в том, чтобы измерять конечности летчиков — ведь кабины самолетов были спроектированы на так называемого среднего летчика.
Измерения Дэниэлса показали, что никакого среднего летчика, как и среднего размера конечностей, не существует. Ни один из замеренных молодым ученым пилотов не соответствовал всем 10 показателям, якобы свойственным среднему пилоту. У одного были средней длины кисти, но короткие ноги, у другого — широкая грудная клетка, но узкие бедра. Дэниэлс сделал вывод: нет такого понятия, как средний летчик. Кабины, спроектированные под него, на самом деле не соответствуют никому. Прислушавшись к его доводам, руководство ВВС обязало инженеров внести изменения в размеры кабины, так, чтобы в ней было удобно всем.
Другой пример ошибочности понятия среднего, или нормы, приведенный Роузом, — конкурс среди женщин на соответствие статуи, изображающей идеальные пропорции женщины. Статую назвали «Норма». Во всей Америке нашлась единственная женщина, чьи пропорции были максимально приближены к «норме», но она соответствовала далеко не всем параметрам. Конкурс показал, что средних женщин, как и средних летчиков, просто не существует.
Между тем сегодня большинство школ, рабочих мест и научных институты продолжают верить в реальность средней нормы. Они проводят свои исследования вокруг произвольного среднего стандарта, заставляя людей сравнивать себя с тем, чего не существует.
При поступлении в колледж оценки и результаты тестов сравниваются со средним абитуриентом. При приеме на работу тоже учитывают оценки и баллы (навыки, опыт работы, личные результаты) — и все сравнивается со средним соискателем. Даже финансовые возможности определяются кредитными баллами, и оценивается их отклонение от среднего.
Тодд Роуз предлагает забыть о среднем эталоне, не равняться на него, не переживать из-за несоответствия тому, чего не существует. А вместо этого искать свой собственный путь, учитывая свои сильные и слабые стороны.
Идея 1. Понятие «средний» не применимо к человеку
В первой половине книги Роуз знакомит читателя с научными мифами, посвященными средним величинам, чтобы он понимал, откуда взялись критерии оценки его способностей, возможностей, профессиональной пригодности. Сам он не сразу пришел к мысли о том, что эти критерии не соответствуют истине.
В юности Роуз считался трудным подростком. На уроке он плевался бумажными шариками, за что автоматически был записан к психологу, как ребенок, склонный к агрессии. Он рано женился и рано стал отцом — отклонение от средней нормы показало, что он ленив и лишен целеустремленности, раз обзавелся семьей раньше, чем закончил учебу и занялся карьерой. В глубине души он всегда знал, что эти оценки не соответствуют истине, и еще во время учебы начал искать, откуда взялись те самые средние значения, отклонения от которых воспринимаются почти как уродство.
Понятие среднего человека впервые ввел в науку в 1819 году бельгиец Адольф Кеттле, астроном по специальности. Он только что получил деньги на строительство обсерватории, когда в Бельгии разразилась революция, а почти достроенная обсерватория была захвачена повстанцами. И Кеттле впервые задумался о том, как можно воздействовать на общество, как создать науку управления им. Его намерения совпали с эпохой рождения «больших данных», то есть началами статистики. В газетах публиковались данные о болезнях и смертях, количестве пойманных преступников и тому подобном, но никто не знал, что делать с этой мешаниной данных и как ее интерпретировать. Кеттле решил применить астрономический метод: когда рассчитывалась скорость вращения планеты, у разных астрономов все время получались разные значения, и поэтому они решили принять за истину среднюю величину.
Этот принцип средней величины Кеттле применил и к человеку. Он вычислил средний рост, средний вес и среднюю комплекцию, средний брачный возраст и средний возраст смерти. Он подсчитал среднее количество бедняков, средний уровень образования и даже среднегодовые показатели самоубийства. Он изобрел индекс Кеттле, известный как индекс массы тела (ИМТ) для определения среднего здоровья, которым пользуются до сих пор. Он провел первую перепись населения и повлиял на многих своих выдающихся современников, включая Маркса.
Но в то же время, по мнению Роуза, именно с Кеттле началась эпоха усредненности. Когда человек становился ошибкой, если не соответствовал среднему эталону.
Именно из-за Кеттле, считает Роуз, кабины самолетов американских ВВС проектировались под несуществующего среднего летчика. Из-за него родители беспокоятся, когда ребенок отклоняется от средней нормы, которой, на самом деле, не существует. Нормы, придуманной астрономом для изучения того, от чего он был бесконечно далек.
Помимо метода Кеттле, Роуз рассказывает о других основателях «стандартизации и усредненности» — ученом Фрэнсисе Гальтоне и основоположнике производственного менеджмента Тейлоре. И тот, и другой не брали в расчет никаких индивидуальных человеческих особенностей.
Если, как вам кажется, вы не соответствуете норме, советует Роуз, не огорчайтесь: норму придумали в начале XIX века, и это понятие не применимо к человеку.