По ложному следу . Удивительные научные факты, доказывающие, что все, что вы знаете об успехе (в основном) — ложь

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 10 ч

Все, что вам говорили об успехе, — ложь?

Современное общество нацелено на успех. С детства нам внушают, что цель жизни — быть успешным, и родители стараются сделать все, чтобы их дети встали на путь успеха чуть ли не с рождения.

Считается, что начинать надо с хорошей учебы в школе и вузе. И родители, и сами дети уверены, что хорошие отметки — залог успеха. Но так ли это? Действительно ли хорошие ученики и студенты, получившие красный диплом, становятся самыми успешными?

При вступлении во взрослую жизнь нам часто говорят, что мир жесток и добиться чего-либо можно, только если «идти по головам». Мягкость и доверчивость считаются качествами, которые вызывают лишь презрение. Получается, наверх можно пробиться только локтями? Доверять нельзя никому?

Помимо этого, распространено мнение, что успешные люди — это те, кто никогда не сдается. Надо всегда идти до конца, отказаться от поставленной цели — это слабость, поведение, недостойное успешного человека. Точнее, слабый человек недостоин успеха. Но необходимо ли упорство во всем и всегда? Действительно ли история успеха — это история людей, которые никогда не отступают?

Умение сосредоточиться и углубиться в работу — очень важный навык для тех, кто хочет стать профессионалом в своем деле. Но часто получается, что умение общаться и располагать к себе людей не менее важно для успеха, чем знания и профессиональные компетенции. Так у кого же путь к успеху будет короче: у профессионалов-интровертов или общительных экстравертов?

Стремление повысить свою самооценку — одна из наиболее частых причин, по которым люди обращаются к помощи психотерапевтов. Считается, что низкая самооценка — это не просто помеха, а непреодолимое препятствие на пути к успеху. Но так ли хороша высокая самооценка? Действительно ли она ведет вас вперед?

Ну и, наконец, есть устоявшееся мнение, что успех — это труд, труд и еще раз труд. Хотите чего-то добиться — трудитесь, не покладая рук, ставьте карьеру превыше всего. А потом, уже добравшись до вершины профессионального Олимпа, можно подумать и о других аспектах жизни. Правильна ли такая стратегия? Стоит ли успех того, чтобы поставить на паузу жизнь? И будет ли такой успех настоящим?

Вот вопросы, которые ставит в своей книге Эрик Баркер. Он подробно разбирает каждую из этих тем, приводит аргументы и примеры из жизни реальных известных и успешных людей. В конце каждой главы он дает ряд практических советов, которые помогают найти ориентир и направить работу над собой в нужное вам русло.

Другое — следующая ступень эволюции

Многочисленные исследования подтверждают, что отличники — не всегда самые успешные люди за пределами учебных учреждений. Хорошие отметки и академические успехи — зачастую показатель не таланта, а усидчивости и умения дать учителям то, что они хотят. Кроме того, стремление добиться хорошей успеваемости по всем предметам может стать помехой для того, чтобы найти и развить свои индивидуальные способности и увлечения. А на деле они часто являются залогом профессионального успеха. Академическая среда просто не поощряет увлеченности одним предметом, тогда как жизнь требует именно этого.

Таким образом, хорошие отметки не гарантируют успеха в жизни и не являются его предвестниками.

Если пойти дальше, то можно увидеть, что разделение на отличников и тех, кто не стремится к академическим успехам, но развивает индивидуальные таланты, встречается и за пределами учебных заведений.

Согласно Теории фильтрации лидеров, разработанной Гарвардским профессором Гаутамом Мукундой, всех руководителей любого уровня можно разделить на «фильтрованных» и «нефильтрованных». Это значит, что большинство людей идет к лидерству осознанно, ступенька за ступенькой. Они обладают необходимыми навыками и знаниями, а также лидерскими качествами, и когда они доходят до верха, они становятся хорошими, эффективными руководителями. Такие лидеры называются «фильтрованными» — они прошли через все правильные ступени (фильтры) на своем пути.

А есть другая категория — так называемые «нефильтрованные» лидеры. Это те, кто стал лидером благодаря тому, что в данном конкретном случае, в данных обстоятельствах и в данное время стал необходим именно тот нетипичный набор качеств, которым они обладают. Эти качества в обычных обстоятельствах вовсе не способствуют продвижению, возможно, они даже считаются «плохими», но в определенной ситуации именно они приводят к вершине.

Таким лидером был Уинстон Черчилль. К власти его привела навязчивая, почти маниакальная подозрительность и неукротимая ненависть к врагам Англии. В обычных обстоятельствах этот мнительный человек никогда не возглавил бы страну. Но в условиях войны, когда государство необходимо было яростно защищать, его непримиримость по отношению ко всему, что он считал опасным для Англии, была необходима.

Теория Мукунды, однако, применима не только к лидерству. В более широком смысле можно сказать, что нестандартные качества, которые Мукунда называет «усилителями», позволяют нестандартным людям добиться успеха, если они попадают в правильную ситуацию.

Великий пловец, чемпион и рекордсмен Майкл Фелпс сложен настолько непропорционально, что, когда он идет по земле, его фигура вызывает недоумение. Однако именно она способствует его феноменальным успехам в воде. Другой пример: с появлением дронов армии Израиля нужны были люди, которые будут анализировать видеоматериал и находить потенциальные угрозы. Это монотонная, скучная работа, которая, тем не менее, требует высокой степени концентрации. После долгих поисков армия поняла, что лучшими в этом деле будут люди с расстройством аутистического спектра — именно они способны, не теряя концентрации, выполнять многочасовую монотонную работу.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: