О том, почему в наших суждениях о других очень многое основано на ложных предположениях, и о том, как они приводят к неверным решениям и делают нас несчастными.
Вы еще помните новости о раскупленной туалетной бумаге во время пандемии вируса COVID-19? Книга, которой посвящен этот спринт, не о коронавирусе, она об иллюзиях, побуждающих людей принимать решения, о которых они потом жалеют. «Коллективные иллюзии: подчинение, соучастие и наука о том, почему мы принимаем плохие решения» — третья книга Тода Роуза, доктора наук, экс-руководителя научной программы «Разум, мозг и образование» в Гарварде. В своей книге он описывает механику формирования социальных иллюзий, способы их распространения и методы борьбы с ними.
В широком смысле иллюзия (от лат. illusio — «заблуждение, обман») — это обман чувств, то есть искаженное восприятие реально существующего объекта или явления, допускающего неоднозначную интерпретацию. В соответствии с определением популяризатора науки Ричарда Докинза, иллюзия — это ошибочное навязчивое убеждение, которое остается неизменным вне зависимости от фактов. В своей книге Тодд Роуз приводит ряд примеров иллюзий, которые циркулируют в обществе и подталкивают людей к принятию плохих решений.
Когда бабушка автора была на смертном одре, он пришел поблагодарить ее за чудесное время, которое они провели вместе, а потом между делом упомянул, что никогда не любил их совместные с дедушкой походы в дорогой ресторан, куда не очень богатые старики старались водить внука в особых случаях. Бабушка была удивлена, ведь это был элитный ресторан, а мальчику так нравился стейк, который там подавали. Тодд думал, что это бабушке очень нравится этот ресторан, поэтому делал вид, что тоже очень рад. Оба рассмеялись. Бабушка думала, что ресторан нравится внуку, а внук думал, что он нравится бабушке, и оба делали то, что им не очень хотелось, чтобы порадовать другого. Оба поддерживали иллюзию.
Существуют и более глобальные иллюзии. Populace, компания основанная Роузом, провела в 2019-м году опрос более пяти тысяч человек, чтобы выяснить, что для них значит быть успешными. Опрашиваемым предлагалось выбрать из двух вариантов ответа:
А. Человек успешен, если он действует в соответствии со своими интересами и талантами, чтобы стать лучшим в том, на что он способен и что он считает для себя важным.
Б. Человек успешен, если он богат, сделал успешную карьеру или известен.
97% опрошенных выбрали для себя определение успешности, представленное в ответе А. При этом 92% подумали, что большинство других людей скорее всего выберут вариант Б.
Подобные иллюзии характерны для разных обществ. Автор ссылается на исследование, которое показало, что в Китае многие местные жители полагают, что другие члены общества резко негативно настроены по отношению к японцам, что на самом деле не является правдой. Это коллективное заблуждение, или иллюзия, подталкивает их к тому, чтобы активно выражать антияпонские настроения на публике.
Коллективные иллюзии связаны с нашей социальностью и желанием подстраиваться под других. Социальность — одна из главных определяющих нас характеристик. Однако, какими бы могущественными они ни казались на первый взгляд, коллективные иллюзии коренятся во лжи и недосказанности, а значит, в основе своей хрупки, их можно разрушить.
Идея 1. Коллективные иллюзии влияют на то, как мы принимаем решения
Исследователи накопили огромное количество данных о том, как люди принимают решения об изменении собственного поведения в угоду интересам группы, к которой чувствуют принадлежность. В одном из экспериментов, проведенном группой исследователей из Колумбийского университета в 1960-х годах, участники оказывались в комнате, в которой появлялись клубы дыма. Подавляющее большинство участников (75%), находившихся в комнате в одиночестве (контрольная группа), сразу сообщали о дыме. В то же время о проблеме заявили меньше половины (38%) тех, кто находился в комнате с другими людьми — это были специально нанятые актеры, которые делали вид, будто ничего особенного не происходит. Чтобы не показаться некомпетентным и не выглядеть глупо на фоне всех этих спокойно сидящих рядом людей, большинство участников решили ничего не предпринимать и тоже делать вид, что ничего не происходит.
Отчасти по той же причине каждая пятая донорская почка в США выбрасывается из-за своей непригодности для трансплантации. Почему это происходит? Просто потому, что каждый следующий нуждающийся в ней решает принять то же решение, что было принято предыдущим в очереди. Донорские органы остаются пригодными для трансплантации лишь короткий промежуток времени, по истечении которого, если они не востребованы, шанс на спасение чьей-то жизни теряется. Неверные решения под влиянием иллюзии о том, что кто-то знает лучше, продолжают приниматься даже под угрозой смерти. При этом реальные причины отказов могут быть никак не связаны с качеством самих органов.
Остановить каскад неверных решений, принятых под влиянием иллюзии о том, что «другие знают лучше» или «столько людей не могут ошибаться», бывает весьма сложно. «Каскады подражаний» способны перерастать в мании. Так произошло в Голландии в XVII веке, когда местная элита решила, что наличие уникальной коллекции луковиц тюльпанов является абсолютной необходимостью для каждого уважающего себя человека. Очень быстро цена за луковицу достигла немыслимых 50 000 долларов в пересчете на сегодняшние деньги.
Почему же остановить «каскад» бывает так сложно?
Когда мы готовы признать, что мы слишком часто следовали за толпой и подстраивались под чужие мнения, мы обнаруживаем себя увязшими во лжи и недосказанности.
Британский политик Денис Хили сформулировал закон: «Когда ты и так уже в яме, перестань копать!». Однако мы не следуем ему. Мы продолжаем методично лгать себе и окружающим о причинах, почему на самом деле мы принимали и продолжаем принимать неправильные решения.
Например, в гостях мы не можем сказать, что блюдо невкусное, мы благодарим и говорим, что нам очень нравится. На лицо конфликт ценностей — не врать или не обидеть чувств. Кто-то в группе решил, что второе важнее, а остальные подстроились. Каждое новое «да, очень вкусно» закапывает группу все глубже. Выбраться, не потеряв место в группе, уже кажется нереальным. Но одно дело приукрасить вкус блюда за ужином, и совсем другое — сказать не то, что действительно думаешь по поводу острых социальных проблем.