Зажги себя! Жизнь — в движении . Революционное знание о влиянии физической активности на мозг

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 11 ч
Очень кратко:

О неочевидной пользе физических упражнений, которые оказывают положительное влияние не только на тело, но и на умственные способности и психическое здоровье.

Авторы книги, Джон Рэйти и Эрик Хагерман, подробно, приводя убедительные научные доказательства, рассказывают о том, как физические нагрузки влияют на людей. От множества проблем в жизни — плохого настроения, стресса, панических атак, гормональных нарушений, вредных привычек, можно избавиться с помощью увеличения физической активности. Наука подтверждает давно известную истину о том, что движение — это жизнь.

Авторы рассказывают, почему активность полезна не только для тела, но и для мозга. Какие вещества вырабатываются при физических упражнениях, как они влияют на работу нашего мозга, на наше самочувствие, действия и мысли. Все научные данные иллюстрируются вдохновляющими примерами из жизни и практики Джона Рэйти.

Идея 1. Физические упражнения полезны для мозга

Замечали ли вы, что после физической активности или даже просто прогулки у вас улучшается настроение? Как показывают исследования, физические упражнения действительно улучшают самочувствие. Но мало кто представляет, почему это происходит. Многие знают, что во время физической активности вырабатываются эндорфины — гормоны удовольствия, но основная причина позитивных ощущений в том, что когда кровь бежит быстрее по сосудам, наш мозг работает с максимальной эффективностью. Поэтому улучшение работы сердца и легких, а также развитие мышц авторы считают лишь побочным эффектом физической активности. Главная роль физических упражнений — регулирование работы мозга.

Малоподвижный образ жизни приводит не только к ожирению и другим болезням, но и, по выражению авторов, буквально иссушает мозг. Авторы отмечают, что не стоит воспринимать мозг и тело как независимые друг от друга части, они взаимосвязаны. И чтобы мозг работал максимально эффективно, тело должно получать нормальную нагрузку. Тренируясь, вы не только накачиваете мышцы, но и создаете новые нейронные связи, усиливая таким образом базовые функциональные способности мозга. Упражнения положительно влияют на когнитивные навыки человека и его умственные способности. Это лучшее средство в борьбе со множеством проблем современного человека, уверены авторы.

В старшей школе города Нейпервилла провели эксперимент: рано утром до начала занятий дети бегали. Это нововведение превратило школьников не только в одних из самых спортивных в США, но и в одних из самых умных. Физические упражнения до начала занятий увеличили способность учеников к чтению и улучшили успеваемость по другим предметам.

Многие научные исследования подтверждают, что физическая активность заводит биологические процессы и активизирует связи между клетками головного мозга. Благодаря этим связям мозг лучше воспринимает новую информацию и запоминает.

В конце семестра дети, участвующие в эксперименте, улучшили результаты по чтению и пониманию текста на 17%. Администрация школы была так впечатлена, что ввела нулевой урок по физкультуре для всех классов. Но чтобы по необходимому предмету был результат, заниматься им нужно сразу после физической нагрузки. Ученики, у которых чтение было восьмым уроком, показали результаты хуже, чем те ученики, у которых этот предмет был вторым.

Поэтому если вы хотите лучше усваивать какой-то предмет, занимайтесь им сразу после физической активности.

Детям в нейпервиллской школе не просто преподают физкультуру, но и обучают правильному образу жизни. Они понимают, что благодаря физической активности обретают хорошую форму, хорошее самочувствие и хорошую успеваемость.

Исследования говорят о том, что дети, которые регулярно занимались физкультурой, продолжают заниматься спортом и во взрослой жизни.

В Иллинойском университете психолог Чарльз Хиллман провел эксперимент. Он взял 80 детей и разделил их на две группы — на группу физически развитых детей и группу слабо физически активных. Он измерил их уровень внимания, рабочей памяти и скорости выполнения заданий. Во время выполнения заданий у детей снимали энцефалограмму. Она и показала, что активность мозга у физически развитых детей была выше. Были сделаны выводы, что лучшая спортивная подготовка детей определяет наличие у них более высокого уровня внимания и лучшие результаты в тестах. Также было выявлено, что физически активные дети спокойнее реагируют на ошибки и быстрее настраиваются на правильный ответ в тестах.

Еще один положительный аспект физической активности в том, что она помогает преодолевать застенчивость и становиться более социально активным. Когда вы достигаете результатов в спорте, к вам начинают обращаться за советами, вы забываете о стеснительности и с воодушевлением помогаете другим.

Поэтому авторы считают, что необходимо избавляться от стереотипа о том, что физкультура в школе — это что-то несерьезное. Также важно, чтобы учебные заведения охватывали всех детей с учетом их способностей, а не просто уделяли внимание только спортивным детям.

Идея 2. Вы можете перепрограммировать и вырастить клетки своего мозга

Когда школьники занимались физкультурой, они заряжались готовностью к учебе. То же самое происходит и со взрослыми в повседневной жизни. Физические упражнения, заряжая энергией мозг, оказывают на него позитивное влияние на клеточном уровне, повышая способность к усвоению и обработке новой информации.

Если раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, то сейчас ученые выяснили, что мозг гибок и пластичен. Его можно сформировать влиянием извне практически так же, как накачать мускулы поднятием тяжестей. Чем больше человек использует мозг, тем сильнее и гибче тот становится.

Все наши мысли и действия, а также окружающая обстановка влияют на нейроны, создавая модели соединений между ними. Мозг не запрограммирован раз и навсегда, он постоянно перепрограммируется и создает новые клетки и связи.

Мозг состоит из связей сотни миллиардов различных нейронов. Около 80% всех сигналов в клетках мозга передаются двумя нейромедиаторами, которые уравновешивают друг друга. Это глутаматы (соли глутаминовой кислоты), которые возбуждают активность нейронов, и гама-аминомасляная кислота (ГАМК), которая снижает активность нейронов. Когда между двумя нейронами действует глутамат, их активность возрастает, когда ГАМК — понижается.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Зажги себя! Жизнь – в дви­же­нии. Рево­лю­ци­он­ное зна­ние о вли­я­нии физи­че­ской актив­но­сти на мозг
Все мы знаем, что физические упражнения помогают лучше себя чувствовать, но практически не имеем представления, почему это происходит. Мы думаем, что, занимаясь спортом, избавляемся от стресса, снижаем напряжение в мышцах и активизируем выработку эндорфина – важного нейромедиатора[1]. На том и успокаиваемся...